logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема.«Откуда есть пошла Русская земля?» В каких условиях и на какой основе образовалось Древнерусское государство?
Понятийный аппарат: древнерусская народность, индоевропейские языки, норманнская теория, автохтонное происхождение, община (родовая, соседская).

План урока 

1. Происхождение восточных славян. 

2. Экономическое и социальное развитие восточных славян во второй половине 1-го тысячелетия н. э. 

3. Факторы формирования Древнерусского государства. Этноним «русь». 

4. Призвание варягов: летопись и современная наука.

Ход урока


В начале урока можно провести игру «Кто больше вспомнит?». Это условное название методического приема, который позволяет актуализировать знания учеников. На данном уроке учащиеся в парах получают задание: в течение минуты написать названия восточнославянских племен, упомянутых летописцем в «Повести временных лет». Через минуту определяются лучшие результаты.
Для актуализации проблемы урока учитель может обратить внимание старшеклассников на то, что социологические опросы показывают резкое возрастание интереса к древнерусской истории, хотя еще недавно лидировал интерес к событиям XX в. С чем это связано? Что заставляет нас искать ответ на вопрос летописца: «Откуда есть пошла Русская земля?» Обобщив ответы учащихся, учитель отмечает, что в истории Древней Руси мы находим объяснение многих современных традиций и стереотипов, в ней единые корни восточнославянских народов. О Киевской Руси повествует множество источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке — они представлены в плане урока.
1. Данная проблема раскрывается в форме школьной лекции с опорой на историческую карту и раздаточный материал — таблицу «Археологические данные о происхождении славян», в которой заполнены колонки «Хронологические рамки» и «Название археологической культуры». В ходе изложения лекционного материала учащимся дается задание внести конспективно записи в колонку «Территория распространения, достижения, взаимодействия».
В начале нашей эры Европа представляла собой соседство двух миров — развитой римской цивилизации и мира варваров, где отсутствовали государственность, города и письменность. Римляне выделяли в нем Германию и Сарматию. Границей между ними была река Висла. И именно здесь, по Висле (Вистуле, как ее называли в Античности), жили славянские племена — венеды, или венеты. О них впервые написал в «Естественной истории» Гай Плиний Старший (23/24—79 гг. н. э.). В 98 г. появилось сочинение «Германия» Публия Корнелия Тацита, который попытался определить, к какому народу ближе венеды — к германцам или сарматам. Как сарматы, они «рыщут по лесам и горам... Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, причем с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне». Наконец, во второй половине II в. Клавдий Птолемей сообщил, что венеды — один из крупнейших народов Европейской Сарматии, обитающий по Висле.
Более обширны сведения о славянах в источниках VI—VIII вв. Иордан — автор «Гетики» (середина VI в.) — сообщает, что венеты — многочисленное племя, проживающее на огромных пространствах от истоков Вистулы. «Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами». Сведения источников дополняются данными лингвистики (они приведены в учебнике) и археологии (см. табл.).

Археологические данные о происхождении славян

Хронологические рамки

Название археологической культуры

Территория распространения, достижения, взаимодействия

1500—1200 гг. до н. э.

Культура курганных могил

Древнеевропейская общность, территория между Рейном и Тисой

1200 — начало железного века (VIII—VII вв. до н. э.)

Культура полей погребальных урн (умерших сжигали, а прах хоронили в глиняных урнах). На северо-востоке расселения формируется лужицкая культура

Среднеевропейская культурно-историческая общность, земледельцы, знавшие плуг, знакомые с металлургией (бронзовое литье). Жили неукрепленными поселениями в наземных постройках

Начало железного века — середина 1-го тысячелетия до н. э.

Миграция представителей балтской поморской культуры в район лужицкой культуры. Формирование культуры поклёшевых погребений (остатки трупосожжения накрывают колоколовидным сосудом)

Раннеславянская культура. Расселение от Одера до Волыни и Припяти. Земледельцы и скотоводы знали плуг, но не были знакомы с железными орудиями. Возделывали просо, пшеницу, ячмень, горох, бобы, лен. Занимались рыбной ловлей, охотой, собирательством. Контакты с западными балтами, германцами, на юго-востоке — с ираноязычными племенами

IV—II вв. до н. э.

В результате миграции кельтов формируется пшеворская культура

Из рейнских и верхнедунайских земель на восток продвигаются кельты, несут высокоразвитую технологию металлообработки и гончарства. Смешиваются с местным населением. Южные представители славянства ассимилируют кельтов (формируется пшеворская культура), северное славянское население этих контактов избежало

I в. до н. э. — V в. н. э.

Пшеворская, Черняховская культуры — «провинциально-римские цивилизации»

Характерны для различных этносов, в том числе и для славян. У римлян славяне заимствовали календарный цикл (русалии, коляда), меры веса. Славяне взаимодействуют с германцами (готами). В Верхнем и Среднем Поднепровье смешиваются с иранскими племенами (сарматами), которые начинают менять кочевой уклад, расселяются до Северского Донца. Так возникает славяно-иранский симбиоз, известный по источникам VI—VII вв. под названием «анты»

      Работу с раздаточным материалом учитель завершает вопросом: какие особенности формирования восточного славянства можно выделить на основании сделанных вами записей?
2. На этом этапе урока рекомендуется провести работу с источником 1 к § 1 учебника. Нужно уточнить, что Прокопий Кесарийский — византийский автор VI в. Приводится извлечение из его труда «Война с готами».

      Как анализировать письменный источник

      Внимательно читаем источник. 
      Шаг 1: определяем происхождение источника: автора, время и место создания. 
    Шаг 2: определяем цели создания источника: является он первичным или вторичным, для чего создан, на какую аудиторию рассчитан. 
      Шаг 3: определяем ценность источника: чем полезен источник, на какие вопросы с его помощью можно ответить. 
     Шаг 4: определяем ограниченность источника: на какие вопросы невозможно ответить на основании источника, насколько можно доверять информации, какие факторы нужно учесть при использовании источника.
      После оценки источника учащиеся выполняют задания 1 и 2 к нему.
3. При раскрытии этого вопроса рекомендуется опираться на знания учащихся о происхождении и сущности государства из курсов истории и обществознания. Систематизировать знания можно, предложив учащимся заполнить таблицу (в процессе беседы заполняется на доске и соответственно в тетрадях учащихся).

Вопрос о происхождении термина «русь» спорен. В дискуссиях по этой проблеме отразились противоречия различных научных школ относительно формирования древнерусской народности, государства восточных славян, роли варягов в истории Древней Руси, основанные на неоднозначных свидетельствах источников. Предваряя рассмотрение следующего вопроса урока, учитель знакомит старшеклассников с наиболее аргументированными подходами. Письменные источники свидетельствуют о том, что первоначально термин «русь (русы)» имел отношение к представителям военно-служилого сословия — княжеской Дружины, которая была важнейшим элементом формирующегося государственного управления. Дружина участвовала в сборе налогов, отправлении судебной власти, защите населения и завоевании новых земель. Позже термин «русь» распространился на все население, проживающее на подвластной князю территории. Каково же происхождение этнонима?
      1) Автохтонная, среднеднепровская этимология. В Днепровско-Донском регионе существовало славянское племя русь (рось), чье самоназвание и распространилось на всю территорию восточного славянства. Одно из косвенных подтверждений этой точки зрения ее сторонники видят в свидетельстве «Повести временных лет». В 882 г. Олег берет в поход из Новгорода на Киев «многи варязи, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи». После того как Киев был взят, «варязи и словени и прочи прозвашася русью».
   2) Скандинавская этимология отражает эволюцию восточнославянско-скандинавского взаимодействия в VIII—X вв. Истоки восходят к дославянским связям между скандинавами и финским населением. Варягов — пришлое население, собиравшее дань на территории, ранее заселенной финнами, называли ruotsi (от слов «грести, гребец, гребля, плавание на гребных судах»). Заимствование слова славянским языком и его фонетическое изменение (русь, русы) относится к VIII
IX вв. Лингвисты полагают, что в то время термин имел два значения: этническое — обозначение народов северо-запада (возможно, и скандинавов, и финнов) и социальное (воины — гребцы, дружина, приплывшая на судах). В процессе формирования Древнерусского государства во второй половине IX — первой половине X в. варяги — русь становятся составной частью княжеской дружины. Очень скоро термин получает новое значение, распространяясь на всю полиэтничную дружину (исследователи доказывают, что летописец так называет всю дружину Олега). Со второй половины X в. этническое значение термина, связывающее его со скандинавским этносом, окончательно размывается. Понятия «русь», «русский» в международных договорах и летописях связываются с территорией, подвластной князю, и всем населением этой территории («все люди Русския земли»). Этнически нейтральное, не связанное ни с одним из названий племен, населяющих огромную, подвластную Киеву территорию от Белого озера и Ладоги до Среднего Поднепровья и Верхнего Поволжья, оно оказалось наиболее приемлемым для новой восточнославянской общности.
4. Если учитель использовал систему опережающих заданий, заслушивается сообщение ученика «Норманнская теория в исторической науке». Другой вариант организации деятельности учащихся — работа с учебником и источником 2 к § 1, ответы на вопросы 3, 4 к нему.
Учитель напоминает учащимся, что норманнскую теорию выдвинули в первой половине XVIII в. историки Готлиб Зигфрид Байер (1694—1738) и Герард Фридрих Миллер (1705—1783), которые работали в Петербургской Академии наук с 30-х гг. XVIII в. В 60-е гг. эту теорию поддержал Август Людвиг Шлетцер (1735—1809). Против норманистов в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686—1750), автор «Истории Российской с древнейших времен», и М. В. Ломоносов (1711—1765) в «Древней российской истории». В XIX в. норманнскую теорию поддерживали Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев, антинорманистами были И. Е. Забелин, Н. И. Костамаров. Противостояние обоих учений продлилось и в XX в., когда идеологическая составляющая теории активно использовалась для дискредитации истории восточных славян и России (например, в Германии в 1933—1945 гг.). Одним из последовательных противников норманнизма в XX в. был Б. А. Рыбаков.
Домашнее задание: 1. Выполнить задание 5 к § 1. 2. Опережающее задание: используя учебник и дополнительные материалы, актуализировать изученную в 7 классе информацию о древнерусских князьях (Олег, Игорь, Ольга, Владимир, Ярослав Мудрый, братья Ярославичи, Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Мстислав Великий).

      Задания для организации самостоятельной работы учащихся

1. Среди перечисленных терминов, имен и названий вычеркните лишний (лишнее). По какому принципу составлены ряды? 
      1) Поляне, кривичи, чудь, словене ильменские, дреговичи.
      2) Днепр, Волхов, озеро Ильмень, Ладожское озеро, Нева, Ловать, Дунай.
      3) Хазары, вятичи, печенеги, половцы.
      4) Аскольд, Дир, Рюрик, Кий, Синеус, Трувор.
      5) Кий, Щек, Хорив, Рюрик, Лыбедь.

2. В летописях часто говорится о том, как племена платили дань. Что означала уплата дани? На основании приведенных летописных отрывков объясните, что могла включать дань.
      1) Напали на полян хазары и сказали: «Платите нам дань». Подумали поляне и дали по мечу от дыма. И принесли их хазары к своему князю и старейшинам и сказали им: «Вот добыли мы дань новую»... И молвили старцы хазарские: «Не добра эта дань, княже: мы добыли ее саблями — оружием, острым лишь с одной стороны, их же оружие — меч — обоюдоостро; будут они собирать дань и с нас, и с других земель».
      2) Хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.
      3) Олег начал ставить города и установил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен на лето.
      4) Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

3. Расположите отрывки из «Повести временных лет» в хронологическом порядке. Объясните, как появилось, по мнению летописца, государство Русь. Какие отрывки представляются вам более достоверными и почему?
      1) И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским».
      2) В лето 6367(859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.
      3) Поляне жили особо и владели своими родами... И было три брата: один по имени Кий, другой — Щек, а третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековицей, а Хорив — на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев.
      4) Олег спрятал одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся малолетнего Игоря... И послал к Аскольду и Диру, говоря им, что «гость я, и идем мы в греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей. И сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода, а это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира.
      5) Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик.
      6) Было у Рюрика два мужа, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли. А мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали владеть землею полян.
      7) По смерти братьев обижали полян древляне и иные окольные. И напали на них... хазары.
      8) В лето 6370(862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было между ними правды. И встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна. А порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь... И сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом озере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
      9) В лето 6390(882). Пошел в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил там мужа своего. Оттуда отправился вниз, взял Любеч и посадил там мужа своего. И пришли к горам киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир.
      10) В лето 6387(879). Умер Рюрик, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.
4. Откуда произошло название Русской земли? Чем название «Русская земля» отличается от названия «Славянская земля»?
5. Историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал: «Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли». Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
6. Ученые утверждают, что кузнецы и гончары были первыми ремесленниками, которые могли отказаться от занятия сельским хозяйством. Приведите не менее трех доводов в пользу этого мнения.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.