logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема.Характер и особенности развития Древнерусского государства.
Понятийный аппарат: аристократия (боярство), крещение Руси, лествичная система, монархия, раннефеодальное государство, Русская Правда, феодализм, феодальная рента (натуральная, отработочная, денежная).

План уроков. 

1. Характеристика Древнерусского государства. 

2. Деятельность древнерусских князей. 

3. Социальные отношения. 

4. Киевская Русь и ее соседи.

Ход уроков


В начале урока заслушиваются выступления учеников, подготовленные дома. Оценивается умение высказать и аргументировать свое мнение, быть кратким (предварительно рекомендуется ограничить время выступления 3 мин).
Далее учащиеся выполняют задание «Угадай, кто я?». По фактам летописи нужно определить, о каких князьях идет речь (это задание основано на летописных свидетельствах, и при выполнении его без визуальной опоры могут возникнуть затруднения, поэтому учащиеся получают карточки с заданиями).
1. Сказал __________ матери своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
2. Когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Конь твой любимый, на котором ты ездишь, — от него тебе умереть». __________ же взял это в ум и сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его более».
3. Когда __________ вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. И посылал он в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
4. После смерти великого князя Ярослава взял власть сын его __________ и сел в Киеве.
5. Я, ничтожный, дедом своим Ярославом названный при крещении Василием, русским именем __________, отцом возлюбленным и матерью своею — Мономахом. Сидя на санях [т. е. на склоне лет, думая о смерти], подумал я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней сохранил грешного.
6. Умер __________ , передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.
7. В лето 6576(1068) пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. __________ же, и __________ , и __________ вышли им навстречу на реку Альта.
8. В 6496 (988) году пошел __________ с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе.
9. Сказала дружина __________: «Отроки (дружина) Свенельда изоделись оружьем и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы».
10. Отправилась __________ в Греческую землю, и пришла к Царьграду. И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна, удивился ее разуму, беседуя с нею, и сказал: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей».
11. В лето 6545(1037) заложил __________ город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь Святой Софии.
Для актуализации проблемы урока учитель задает вопросы: что же такое Древняя Русь? Что мы имеем в виду, когда произносим эти слова? Слово «Русь» в Средние века употреблялось в двух значениях: так именовали государство и населяющий его народ.
1. На основании текста учебника Древняя Русь характеризуется как раннефеодальное государство (разделы «Земля и воля», «Геометрия власти»). Учащиеся определяют основные задачи государства (задание 4 к § 2—3) и выполняют познавательные задания.

      Задания
1. О том, как собирали дань киевские князья, повествует трактат византийского императора Константина Багрянородного (913—959) «О народах»: в ноябре князь с дружиной выезжал из Киева и отправлялся в земли древлян, дреговичей, кривичей и других славян. В апреле, когда реки освобождались из-подо льда, князь возвращался в Киев. Тем временем славяне-данники рубили лес, делали из цельных стволов долблёные лодки и сплавляли их по притокам Днепра к Киеву, где продавали вернувшейся дружине. В июне лодки, нагруженные медом, воском, мехами — данью подданных киевского князя, отправлялись вниз по Днепру, а затем морем к Константинополю.
Объясните, чем отличалась уплата дани славянами киевскому князю от уплаты восточнославянскими племенами дани хазарам или варягам.
2. Отрывки из летописей рассказывают о том, какие отношения сложились между первыми русскими князьями и дружиной. Например, решение отказаться от военных действий против Византии (944) князь Игорь принимает, послушав совет своих воинов-дружинников. Решение идти к древлянам за данью (945), трагически закончившееся для князя, также принято по настоянию дружины.
О чем говорит такое положение дружины времени первых русских князей? Как складывались отношения первых средневековых правителей и их воинов в Западной Европе (например, во времена Хлодвига во Франкском государстве)?
3. Определите положительные и отрицательные стороны лествичного принципа наследования престола.
4. Какие изменения произошли в Древнерусском государстве к XI в.? Что сохранилось как пережитки племенного строя?       

Позиции для сравнения

Государство в XI в.

Пережитки племенного строя

Верховная власть в государстве и обществе

Вооруженные силы

Правила, которым подчиняется общество

Религия

2. На этом этапе урока организуется работа в группах «Поспорь с историком». Каждая группа учащихся получает отрывок из произведения Н. М. Карамзина «История государства Российского», характеризующий деятельность одного из князей Древней Руси. Предварительно можно предложить учащимся тестовое задание.
Определите последовательность княжения в Древнерусском государстве.       

Годы правления

Правители

1) 882—915

А) Владимир I

2) 915—945

Б) Владимир Мономах

3) 945—60-е гг. X в.

В) Игорь

4) 60-е гг. X в. — 972

Г) Олег

5) 972—980

Д) Ольга

6) 980—1015

Е) Святослав

7) 1019—1045

Ж) Ярополк

8) 1113—1125

3) Ярослав Мудрый

      Ответ:       

1

2

3

4

5

6

7

8

      Задания группам 
      1. Используя информацию учебника, подтвердите или опровергните мнение историка, представив свою аргументацию.
      2. Определите значение деятельности князя для решения основных задач Древнерусского государства.
      3. Подготовьте выступление (до 3 мин) по результатам группового обсуждения первого и второго вопросов.

Материалы для обсуждения в группах

Н. М. Карамзин. История государства Российского

(извлечения)

1. Летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: «народ стенал и проливал слезы. Присоединив к державе своей лучшие, богатейшие страны... сей князь был истинным основателем ее величия». 
2. «Игорь в возрасте мужа принял власть опасную: ибо современники и потомство требуют величия от наследников государя великого, или презирают недостойных. <...> Судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия». 
3. «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь — Святою, история — Мудрою... Великие князья до времен Ольгиных воевали, она правила государством». 
4. Святослав — «сей Александр нашей древней истории, который столь мужественно боролся и с ее врагами, и с ее бедствиями, не есть пример государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка». 
5. «Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого» (речь идет о Владимире Святославиче). 
6. О Ярославе: «заслужил в летописях имя Государя мудрого, не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное... в бедствиях междоусобия, не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокаивал отечество и любил народ свой». 
7. О Владимире Мономахе: «Княжив в столице 13 лет, скончался на 73 году от рождения, славный победами за Русскую землю и благими нравами».

После выступлений представителей групп учащиеся высказывают свою точку зрения по вопросу: деятельность какого правителя Древней Руси наиболее полно соответствовала задачам Древнерусского государства? (Разумеется, нельзя требовать от учеников однозначных ответов.)
3. Характеристику социальных отношений учитель дает на основании Русской Правды (раздел параграфа «Разбитое зеркало»). Учащимся можно предложить следующие задания.
1. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.       

Древнерусские термины

Объяснения терминов

1) Мир, вервь
2) Закуп
3) Люди
4) Вира
5) Муж
6) Смерд
7) Рядович
8) Вотчина
9) Холоп, челядин (мн. число — челядь)
10) Гость

A) Земли, которые получали приближенные князя на правах наследственной собственности
Б) Община
B) Свободный человек мужского пола
Г) Человек, попавший в полную зависимость от господина, раб
Д) Человек, ставший должником, зависящим от заимодателя
Е) Купец
Ж) Свободное население Киевской Руси
З) Свободный крестьянин
И) Человек, заключивший договор (ряд) о выполнении обязанностей в пользу господина
К) Штраф в пользу князя

      Ответ:       

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. На основании отрывков из статей Русской Правды Ярославичей подтвердите или опровергните высказывание: «Русская Правда свидетельствует о развитии неравенства в древнерусском обществе».

Если кто убьет княжеского мужа... то виру за него платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый: в случае убийства людина платит виру князю 40 гривен. 
За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен. 
За ремесленника или за ремесленницу платить 12 гривен. 
А за рядовича 5 гривен. Так же и за боярских. 
А за холопа 5 гривен. 
За украденного княжеского коня платить 3 гривны, за коней других людей платить по 2 гривны.

3. Распределите на ступеньках общества различных его представителей. 

     


4. Выскажите свое мнение: что представляло большую опасность для раннефеодальной монархии — выступления низов или заговоры аристократии?
4. Данный вопрос можно рассмотреть, используя историческую карту и информацию учебника. В ходе самостоятельной работы учащиеся заполняют таблицу «Основные направления внешней политики Киевской Руси» (см. задание 6 к § 2—3). В случае недостатка времени эту работу можно предложить в качестве домашнего задания.
Домашнее задание: 1. Выполнить задания 1, 2, 6 к § 2—3. 2. Индивидуальные опережающие задания. Используя материал учебника, знания, полученные ранее на уроках литературы, истории, МХК, информатики, и дополнительную информацию, подготовить сообщения (выполнить компьютерные презентации) по темам: «Устное народное творчество», «Создание древнерусской письменности», «Древнерусская литература», «Софийский собор в Киеве», «Софийский собор в Новгороде», «Живопись Киевской Руси: икона, мозаика, фреска». Подготовка компьютерной презентации требует времени, поэтому задания такого рода желательно дать ученикам за несколько уроков в качестве опережающих.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.