logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема.Александр II вошел в историю как царь-реформатор, его сын Александр III проводил контрреформы. Чей внутриполитический курс был более результативен для развития страны?


План урока. 

1. Контрреформы.

2. Общественное движение 1880-х — первой половины 1890-х гг.

Ход урока


1. Изучение данного вопроса строится на основе анализа источника. В начале урока учитель обращает внимание класса на цикличность реформаторских процессов в истории России XIX в., соотношение реформ и контрреформ в правительственной политике.
Учащиеся работают с текстом Манифеста о незыблемости самодержавия, отвечают на вопросы, выполняют задания и заполняют таблицу «Внутренняя политика Александра III».


Вопросы и задания. 

1. Выделите в тексте документа цель внутренней политики Александра III. 2. Какие задачи нужно решить для достижения этой цели? 3. Внесите эти сведения в таблицу «Внутренняя политика Александра III».

 

Манифест о незыблемости самодержавия

29 апреля 1881 г. 
В бозе почивший родитель Наш, приняв от Бога самодержавную власть на благо вверенного ему народа, пребыл верен до смерти принятому им обету и кровию запечатлел великое свое служение... Благостию и кротостью совершил он величайшее дело своего царствования — освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян — владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в царстве суд, и подданных своих, коих всех без различия сделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местного управления и общественного хозяйства. <...> 
Посреди великой Нашей скорби глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений... <...> 
Посвящая себя великому нашему служению, Мы призываем всех подданных Наших служить Нам и государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действия учреждений, дарованных России благодетелем ее, возлюбленным Нашим родителем.

 

Внутренняя политика Александра III       

Цель

«Утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений» самодержавную власть

Задачи

«Искоренение гнусной крамолы»

«Утверждение веры и нравственности», «доброе воспитание детей»

«Истребление неправды и хищения», «водворение порядка и правды в действия учреждений», дарованных Александром II

Мероприятия

 

Далее учащиеся читают § 24 и заполняют графу «Мероприятия» в таблице «Внутренняя политика Александра III».
После выполнения задания организуется обсуждение вопроса о результатах политики Александра III: насколько успешно выполнил он поставленные задачи? Достиг ли он своей цели?
Завершая обсуждение, учитель приводит высказывание А. А. Корнилова: «Значение великих преобразований эпохи реформ было таково, что черта, проведенная ими в русской жизни между дореформенной и пореформенной эпохой, стала непроходима и неизгладима; никакая реакция в правительственных и даже в некоторых общественных кругах не могла уже вернуть Россию к ее прежнему, дореформенному положению».


2. Учитель демонстрирует на доске схему «Общественное движение 1880-х — первой половины 1890-х гг.».


     

На основании схемы «Общественное движение 1880-х — первой половины 1890-х гг.» и информации учебника учащиеся устно отвечают на следующие вопросы: 

1. Какие изменения происходят в 1880-е — начале 1890-х гг. 

а) в либеральном движении, 

б) в народническом движении? 

2. Сравните идеи марксистов и революционных народников. Выскажите свое мнение о том, насколько точно оба направления отражали расстановку социально-политических сил и перспективы развития России.
В завершение урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос.
     

 Домашнее задание: 

1. Выполнить задание 9 к § 24. 2. Повторить условия Парижского мирного договора. 3. Индивидуальные опережающие задания: подготовить сообщения «Военный министр А. М. Горчаков», «Русско-турецкая война 1877—1878 гг. глазами художника Верещагина». Для подготовки последней темы рекомендуем использовать книгу: Демин Л. М. С мольбертом по земному шару. Мир глазами В. В. Верещагина / Л. М. Демин. — М., 1991.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.