logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: усвоить основные события истории Халифата и этапы развития ислама. Выявить причины быстрого расцвета исламской культуры и показать ее выдающиеся достижения. Развивать умение работать с историческими картами.

Новые понятия: халиф, халифат, шииты, сунниты, имам, эмир.

I. Текущий контроль знаний и умений:

1. Покажите на карте, где зародилась новая религия. 2. Почему арабы быстро восприняли новые религиозные идеи? 3. Кто проповедовал новые истины? 4. Как относился народ к нему и его проповедям? 5. Какая из мировых религий появилась раньше других и где? 6. Кого называли мусульманином? 7. В чем причины появления ислама? 8. Игра «Путаница»: расставьте буквы в нужном порядке и объясните значение понятий: унибед, ранок, атриша, ламис, раждих. 9. Назовите причины зарождения религиозных верований. 10. Назовите особенности единобожия. 11. Что общего в христианской и мусульманской религиях? 12. Как вы объясните схожесть этих религий? 13. Какие изменения произошли в жизни арабов с принятием ислама?

II. Игра «Вспомните и назовите». Из предложенного перечня выберите на слух причины образования новых государств в Европе в V в.: 1) объединение под властью римлян; 2) следствие византийской дипломатии; 3) заимствование варварами культуры Рима; 4) расслоение, неравенство среди варваров; 5) признание варваров римлянами; 6) стремление вождей укрепить свою власть; 7) возникновение городов. (Ответы: 3, 4, 6.)

План изучения нового материала.

1. Арабские завоевания.

2. Расцвет и распад Халифата.

3. Свет знания.

4. В мечети.

5. Искусство жить красиво

1. Приступая к рассказу об арабских завоеваниях, учитель предлагает рассмотреть карту (с. 96) и ответить на вторую часть вопроса к ней. В последующем педагог отмечает, что победы мусульманского войска убеждали арабов в их избранности. Жизнь арабских племен с принятием ислама повсеместно быстро менялась. Убежденность в своей вере, в необходимости борьбы с иноверцами стала причиной успехов мусульманских завоевательных походов. Ислам давал религиозное оправдание войнам, поскольку они велись во славу Аллаха. Образцовым мусульманином считался воин ислама, готовый к войне с неверными. Вместе с тем военные трофеи, обогащение сгладили противоречия в обществе. Следует выполнить задания на полях с. 97—98. О взаимоотношениях арабских властей и христиан в Сирии рассказывает документ пособия. А рисунки цитадели и минарета на с. 97—98 помогут сформировать представление о том, как далеко продвинулись за шесть веков арабы в развитии культуры.

Документ к параграфу и текст пособия «Халиф из „Тысячи и одной ночи"» расширят представления детей.

Свой рассказ педагог сопровождает показом карты арабских завоеваний. Обращая учащихся к тексту учебника, учитель предлагает найти и зачитать значение понятий «халиф», «Халифат». По ходу рассказа учитель спрашивает: как в мусульманской религии появился Аллах? Почему мусульмане не были агрессивны к «людям Писания»?

2. О причинах расцвета Халифата, его достижениях и причинах распада учителю поможет рассказать карта на с. 99. Вместе с тем необходимо периодически обращаться к карте «Арабские завоевания VII—IХ вв.», позволяющей проследить направления и отметить масштабы арабских завоеваний. По окончании изучения этого пункта параграфа следует выполнить с учащимися задания к карте. Объясняя причины распада Халифата, учитель рассказывает также и о спорах о соотношении светской и религиозной властей. Учащимся следует предложить найти и зачитать в тексте строки о противоречивых позициях шиитов и суннитов. Карта «Распад Арабского халифата» показывает, насколько сократилась территория державы халифов к IХ в. Если позволяет время, целесообразно использовать описания жизни арабов из сказок «Тысячи и одной ночи». Предложить детям зачитать значения слов «халиф» и «эмир» и отметить их отличие.

3. В этом пункте рассказа учителю необходимо сделать акцент на готовность арабов принять новые знания и ценности. Это способствовало быстрому взаимовлиянию и синтезу различных культурных традиций. Важно обратить внимание учащихся на строки текста, в которых говорится о распространении арабского языка и культуры на Востоке. Учитель обращает внимание на рисунок «Ученый читает лекцию» (с. 100). Этот рисунок может поведать многое, необходимо лишь внимательно рассмотреть его и ответить на вопросы: 1. Кто является слушателями лектора? 2. Где, по вашему мнению, проходит эта лекция? 3. Что можно сказать об ученом? 4. О чем свидетельствует убранство помещений? 5. Сочинения каких авторов могли быть на полках?

По завершении рассказа этой части параграфа учитель предлагает ответить на вопросы: 1. Как удалось арабам столь быстро достичь небывалого расцвета культуры? 2. Для чего арабам нужны были знания математики, астрономии, географии?

4. Эта часть параграфа требует от учителя эмоционального, образного описания мечети. Чтобы сформировать правильные представления о мечети, целесообразно сочетать рассказ с рассматриванием иллюстраций учебника, чтением определенных строк текста. Необходимо обратить внимание на отличия христианского и мусульманского храмов, рассмотреть изображения минарета Калян (с. 98), минарета в Самарре (с. 103). Для удобства восприятия учащимися сведений о мечети можно расположить на доске, рядом друг с другом, схемы раннехристианской базилики и мечети. Поскольку учащиеся повторили дома материал о базилике, учитель строит беседу, сравнивая эти культовые сооружения: 1. Что называется апсидой в базилике? 2. Где находится алтарь в базилике? 3. Что такое неф и какое место он занимает в храме? 4. Какие части храма и мечети имеют сходство? 5. Чем объясняется сходство базилики и мечети? 6. Выделите и назовите различия. Учитель обращает внимание детей на выделенные понятия этой части параграфа: мечеть, михраб.

5. Эта часть параграфа очень важна для формирования представлений о достижениях арабской культуры, в том числе культуры быта и повседневной жизни. Занятия и образ жизни людей являются важными показателями уровня развития общества. Использование текста и иллюстраций (с. 100, 101), в частности изображение Альгамбры, позволит сформировать у учащихся представление о высокой культуре, впитавшей достижения разных народов Европы и Востока. Учитель ведет речь о значении в жизни арабов книг. Подчеркивает, что стремление к знаниям способствовало быстрому появлению у них бумаги (была заимствована у китайцев). Здесь уместно вспомнить, на каком материале писали в это время в Западной Европе. Для описания повседневной жизни арабов в период расцвета Халифата целесообразно использовать дополнительную литературу.

Урок завершается заключительными выводами и кратким анализом учебной деятельности учащихся.

Задание на дом: § 10, вопросы и задания к нему. Подготовиться к обобщающей работе с понятиями по материалу главы III. Инсценировать по выбору спор: между шиитом и суннитом; между сторонниками центральной власти халифа и сторонниками обособления отдельных частей Халифата.

АРАБСКИЙ  АВТОР  VIII в. АБУ-ЮСУФ О  ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ  АРАБСКИХ  ВЛАСТЕЙ И  ХРИСТИАН  В  СИРИИ

Между мусульманами и зиммиями (христианами — подданными Халифата) был заключен мирный договор с условием уплаты поголовной подати, и города были сданы с условием, чтобы ни храмы, ни Церкви их не разрушались ни в пределах города, ни вне его, чтобы им была дарована жизнь, чтобы мусульмане сражались за них и защищали их против тех врагов, которые будут обижать их, и чтобы они могли выносить кресты во время праздников их…

Когда же зиммии увидели, как честно соблюдают мусульмане данные ими обещания и как они хорошо обращаются с ними, то они стали жестокими противниками врагов мусульман и помощниками мусульман против врагов их.

ХАЛИФ ИЗ «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ»

Знаменитый халиф Харун ар-Рашид (786—809) своей известностью обязан не заслугам полководца или покровителя наук — этим он уступал многим предшественникам и последователям. Но с его именем связаны сказки «Тысячи и одной ночи», где он предстает справедливым и мудрым правителем. На самом деле положение народа в его правление ухудшилось вследствие увеличения налогов. Харун ар-Рашид проявил себя жестоким и коварным деспотом, без всяких оснований он казнил знатных придворных и присваивал себе их имущество. Его государственная деятельность оказалась не слишком успешной: именно в его правление из-под власти Аббасидов вышли обширные территории в Африке, где образовались независимые государства Идрисидов и Аглабидов. Подданные его ненавидели, и в Багдаде он жить боялся, прибывая туда только для сбора недоимок.

БАГДАД ВРЕМЕН «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ»

В 762 г. халиф ал-Мансур из династии Аббасидов основал на берегу реки Тигр новую столицу. Официально она называлась Мадинат ас-Салам — «Город Мира», но в историю вошла под названием Багдад (так именовалось расположенное здесь когда-то древнее селение). Новую столицу строили одновременно 100 тыс. человек, и она была воздвигнута всего за 4 года. Очень быстро Багдад стал одним из самых больших городов в мире. Город был защищен тройным кольцом крепостных стен. В центральной части располагался дворец халифа «Зеленый купол», названный так из-за бирюзовой изразцовой облицовки огромного купола, возведенного над тронным залом. Придворная жизнь сочетала размах и сказочную роскошь с утонченностью. Багдад быстро стал культурным центром Халифата. В основанном здесь при халифе ал-Мамуне «Доме мудрости» трудилось множество переводчиков и ученых, переписчиков и переплетчиков. За редкими греческими рукописями специально отправлялись в Византию. Именно в Багдаде в Х—ХI вв. сложились первые сказки знаменитого сборника «Тысяча и одна ночь».

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.