logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: формирование яркого, целостного представления о раннесредневековой культуре как результате сложного взаимодействия античных и варварских начал, о фундаментальной роли этого периода в истории европейской культуры. Формировать у учащихся обобщенные представления, понятия, причинно-следственные связи, закономерности и мировоззренческие идеи.

Новые понятия: античное наследие, «семь свободных искусств», «каролингское возрождение», анналы, христианская Европа.

План изучения нового материала:

1. Истоки средневековой культуры.

2. Церковь и судьбы античного наследия.

3. «Каролингское возрождение».

4. Высокое искусство книги.

1. Подготовка учащихся дома, повторение в начале урока позволяют учителю построить объяснение материала об истоках средневековой культуры в форме беседы. Важно, чтобы главной идеей, стержнем сотрудничества на уроке, было понимание того, что соединение культурных достижений античности и варваров создало необыкновенную, богатую культуру. Пользуясь приемом сравнения, педагог рисует картину культурного противостояния и взаимодействия римлян и варваров. Подчеркивается избирательность этого взаимодействия. Иллюстрации учебника являются свидетельством этих достижений германских и кельтских народов: не только изображение ирландской броши на с. 51, но и рисунки на с. 11, 21, 23, 41—43, 45.

2. В этой части параграфа следует показать, что Церковь занимала противоречивую позицию в отношении античного наследия. Церковь применяла и трактовала по-своему некоторые достижения античности, но отвергала в ней то, что прямо противоречило канонам христианства. Однако даже среди священнослужителей не было единодушия в отношении античного наследия. Позиция части служителей Церкви отражена в письме Папы Римского Григория I Великого. Для изучения письма педагогу следует применить прием комментированного чтения с привлечением учащихся. Предлагается рассмотреть на с. 52 портрет этого яростного противника античной мудрости. Следует дать задание учащимся самостоятельно найти в тексте строки, указывающие на противоречивость Церкви. Другая точка зрения выразительно представлена в отрывке из «Капитулярия о занятиях науками» Карла Великого. В этой связи необходимо отметить, что, несмотря на неоднозначную позицию Церкви, античное наследие постоянно присутствовало в жизни средневекового общества, например в системе образования («семь свободных искусств»). Влияние, роль античного наследия на формирующуюся культуру все более усиливались со временем. Этот дидактический момент получит свое развитие при чтении текста «Последний римлянин» (см. ниже), в котором говорится о Боэции, обосновавшем необходимость использования античной системы образования. Можно ознакомить учащихся и с идеями современника Боэция — Флавия Кассиодора (см. ниже). Прекрасная иллюстрация того, что античность вошла в жизнь европейского общества, — рисунок на с. 53.

3. Этой части параграфа следует посвятить больше времени, поскольку речь идет о первом масштабном подъеме складывающейся средневековой культуры. Целесообразно предложить вспомнить и рассказать детям о Карле Великом, с тем чтобы ребята смогли оценить влияние личности на развитие культуры. Здесь подчеркивается, что для управления огромной империей ее правитель нуждался в образованных помощниках. В этом случае вновь следует обратиться к тексту «Капитулярия…». Карл Великий, испытывая недостаток образованных людей, поручил англосаксу Алкуину создать сеть начальных школ, для которых тот сам создавал учебники. Беседы короля и ученых стали основой создания небывалого для раннего Средневековья содружества. Рассказывая о Придворной Академии, учитель предлагает ответить на вопрос на полях с. 55. Помощников по управлению страной Карл нередко выбирал из числа ученых, обладавших необходимыми знаниями и искусством красноречия. В этой связи также можно ознакомиться с отрывком «Из трактата Алкуина…» (см. ниже). Учитель обращает внимание на убранство капеллы и изображение монаха на миниатюре (рис. на с. 54) и спрашивает ребят: что общего в рисунках? В чем проявляется влияние Церкви на искусство? Далее педагог предлагает рассмотреть рисунок на с. 55, оценить четкий и красивый почерк.

4. В этой части изложения нового материала учитель говорит о том, что раннее Средневековье было важным этапом в развитии книги. Педагог побуждает учащихся вспомнить, какие материалы использовались для письма в истории человечества, что собой представляли эти источники информации, где они хранились. Учащиеся отвечают на вопрос на полях с. 56. Затем учитель показывает значимость появления новой формы рукописной книги и нового материала для письма. По предложению учителя дети в тексте находят строки об оформлении книги, рассматривают рисунки инициала на с. 56, а также на с. 8 и оклада книги на с. 57. Можно обсудить, для чего нужно было красиво, каллиграфически выписывать текст, рисовать инициал. Учитель обращает внимание на то, кто создавал эти великолепные шедевры культуры того времени, где они хранились, насколько были доступны для основной части населения. Это можно предложить учащимся найти в тексте. По окончании объяснения педагог предлагает «мини-марафон» новых понятий: называет новое понятие, а учащиеся должны быстро объяснить его содержание своими словами или найти в тексте (что оценивается ниже).

После завершения изложения нового материала учителю целесообразно предложить учащимся ответить на главный вопрос к параграфу.

Итоговый контроль усвоения главы I

По завершении первой главы планируется итоговое закрепление учебного материала. Это может быть отдельный урок (если позволяет учебное расписание) либо часть его. Варианты организации итоговой учебной деятельности могут быть различными: традиционная беседа, составление кроссвордов на тему «Образование германских королевств», «Церковь в раннее Средневековье» либо учитель предлагает учащимся свои кроссворды для работы.

Одним из вариантов итогового занятия может стать игра «Хронолет» («хронос» — время). Учитель объясняет при этом, что не раз выдвигалась идея создания летательного аппарата, способного перенести человека в любой период истории или в будущее. Наш хронолет способен перенести желающих в любую страну раннего Средневековья. Главным условием игры является написание отчета о полете, где вы должны описать все, что увидели: события, внешний облик людей, их отношения, жилища, быт, орудия труда, предметы искусства. Можно дополнить отчет интервью с встретившейся исторической личностью.

Вместе с тем вариантом продуктивной деятельности может стать работа непосредственно с вопросами и заданиями в конце главы. Однако необходимо помнить, что на первых уроках важно показать учащимся непосредственно сам механизм поиска ответа на вопрос или задание. Поиск ответа можно организовать с помощью учебника или в устной форме, когда наводящими вопросами активизируются знания шестиклассников по данной теме. На первых уроках, пожалуй, имеет смысл рекомендовать детям записывать в тетради четко сформулированный ответ по окончании обсуждения сложного вопроса.

Завершив работу с итоговыми вопросами и заданиями к главе I, педагогу целесообразно организовать работу с понятиями этой главы. Варианты этой работы могут быть различными: например, с помощью нескольких понятий составить рассказ о каком-либо событии; предложить раскрыть содержание некоторых понятий из разных тем; провести понятийный диктант самому учителю или предложить два перечня понятий для диктовки друг другу (таким же образом организовать самопроверку диктанта). Увлекательной может стать работа с понятиями, если строить ее на основе дидактической игры «Путаница». Например: лыанна (анналы), стхрисвотиан (христианство). Наряду с этим можно соединить работу с понятиями и изучение иллюстраций к главе I. В этом случае учитель предлагает подобрать соответствующие понятия к иллюстрациям. Рассматривая иллюстрации к главе I, необходимо добиваться того, чтобы учащиеся соотносили изображение с определенным событием, периодом истории.

На повторительно-обобщающем уроке возможно провести викторину, подготовленную самими ребятами; ролевую игру с разработанным сценарием (учителем, учащимся, родителями); «аттракцион знаний», где, как в калейдоскопе, меняются виды деятельности школьников по заданной теме; урок — аукцион знаний; урок-исследование; урок с элементами диспута и т. д. Увлекательными и результативными могут быть также игры «О ком сказано?», «Кто есть кто?», «Кто лучше знает?».

Завершая урок по главе I, следует закрепить вывод о том, что раннее Средневековье стало фундаментом в формировании и становлении европейской цивилизации.

ИЗ ТРАКТАТА АЛКУИНА О РИТОРИКЕ, НАПИСАННОГО В ФОРМЕ ДИАЛОГА МЕЖДУ

АЛКУИНОМ (АЛЬБИНОМ) И КАРЛОМ ВЕЛИКИМ

Альбин. …Легче и разумнее пользуется речью тот, кто вооружен наукой и привычен к упражнению. Ведь речь всем дана от природы, но правильная речь дает некоторым большое перед всеми преимущество.

Карл. Ты хорошо говоришь, учитель, ведь и во всей нашей жизни науки приносят пользу, а опыт — силу. Посему изложи нам правила науки риторики, ибо даже надобности повседневных занятий заставляют нас упражняться в этом искусстве. Прежде всего скажи, сколько разделов включает риторика?

Альбин. Искусство риторики состоит из пяти разделов: …первое — найти, что сказать, второе — расположить найденное, третье — расположенное облечь в слова, четвертое — удержать в памяти найденное, расположенное и облеченное в слова, и наконец, самое важное — произнести то, что запомнил.

«ПОСЛЕДНИЙ РИМЛЯНИН»

Боэций (ок. 480—524 или 525), знатный римлянин, получил блестящее образование, изучив весь круг античных наук и усвоив не только форму, но во многом и суть античного знания; не случайно его называют «последним римлянином». Крупнейший мыслитель своего времени, он активно занимался и политической деятельностью. Он занимал при Теодорихе важные посты и даже возглавлял правительство, но затем стал жертвой интриги. Брошенный в темницу, Боэций отказался просить Теодориха о помиловании и был казнен. В ожидании казни он написал свое знаменитое сочинение «Утешение философией». В книге описано, как в тюрьму к Боэцию в виде прекрасной женщины явилась Философия, которой он был предан всю жизнь, и в долгих разговорах с ней он обрел утешение перед лицом смерти. «Утешение философией» было одной из самых читаемых книг Средневековья, но не менее популярными были и переводы Боэция из античных авторов, и его учебники по арифметике, геометрии, музыке и астрономии. Именно Боэций развил известную с античности систему «семи свободных искусств», обосновав важность квадривиума и взаимосвязь его частей.

ВИВАРИЙ

Флавий Кассиодор (ок. 490 — ок. 585), как и его старший современник Боэций, был римлянином, получил блестящее античное образование и достиг высших должностей на службе остготским королям. Когда неизбежность византийского завоевания Италии стала очевидной, он удалился от дел и поселился в своем поместье на юге Италии, где основал монастырь и стал его руководителем (хотя и не принимал сана аббата). Он завел там образцовое хозяйство с садами, огородами и рыбными садками, от которых происходит и его название Виварий. Обитель Кассиодора основывалась не столько на физическом, сколько на духовном труде — обязанности учиться и переписывать книги. Именно в Виварии впервые возникла характерная для средневековых монастырей трехчастная структура: школа — библиотека — скрипторий. Из скриптория Вивария вышло множество ценнейших книг; распространившихся по всей Европе. Именно в Виварии был создан тип школы, распространившийся потом на всем средневековом Западе: монастырская школа, где начинают с изучения латыни, проходят все «семь свободных искусств», а затем переходят к богословским наукам.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.