logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Объем, стиль и характер документа, обращенного непосредственно к читателю, прежде всего молодому, диктует и форму его изучения. Это может быть фронтальное обсуждение с использованием приведенных ниже вопросов. Учителю важно обратить внимание на нравственный аспект декларируемых в документе требований и принципов поведения; вызвать у учащихся научную и личностную их оценку; рассмотреть документ в контексте не только прошлой истории Российской империи, но и истории Советской России - СССР.

С. Г. Нечаев. Катехизис революционера

Автор документа С. Г. Нечаев (1847—1882) представлял заговорщическое, анархистское крыло в революционном движении конца 1860-х — начала 1870-х гг. Созданная им в 1869 г. в Москве подпольная организация Народная расправа— использовала методы обмана, шантажа. Боясь разоблачения, С. Г. Нечаев организовал убийство члена организации студента И. Иванова, критиковавшего его методы, дабы сцементировать кровью— организацию. Революционное подполье России отмежевалось от Нечаева и его идей, а идеология, провозглашающая в революционном движении принцип ц ель оправдывает средства—, получила образное название «нечаевщина».

Вопросы и задания

Перечислите, какие требования Нечаев предъявлял к человеку, участнику революционного движения. Необходимы ли с точки зрения интересов революции такие требования к ее участникам? Справедливы ли они? Сделайте выводы.

Каков смысл требования Нечаева о презрении и ненависти к общественной нравственности? В чем опасность этого требования для человека и общества?

Выскажите суждение о требовании считать нравственным все, что способствует успеху революции, и безнравственным все, что ей мешает. Какова связь этого принципа с так называемым классовым, партийным подходом, осуществлявшимся большевиками в СССР? Каковы последствия применения этих требований в реальной истории нашей страны?

Заложены ли в Шкатехизис революционера— какие-либо требования общечеловеческой морали, религиозности, законопослушности? Почему?

Сделайте вывод об отношении Нечаева к жизни и свободе масс, к правам человека. Оставляет ли он свободу выбора поведения человеку?

Главный принцип нечаевщины как течения - это Шцель оправдывает средства—. Выскажите свое отношение к этому принципу, проанализируйте его последствия для общества и отдельного человека.

Объясните, почему нечаевщину характеризуют как заговорщическое движение. На какие стороны крестьянского мировоззрения и ценностей рассчитывал Нечаев?

Опираясь на текст документа и основные факты советской истории, попытайтесь ответить на вопрос: что общего между нечаевщиной и идеологией и практикой большевизма? Что их отличает? Сделайте выводы.

Проанализируйте фрагмент документа, где характеризуется отношение Нечаева к разным группам населения. Сделайте выводы. Можно ли говорить о нечаевщине как о провокационной идеологии?

Противники большевизма нередко обвиняли большевистскую партию в нечаевщине. Были ли для этого основания? Если да, то какие?

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.