logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

 Историческая проблема. Почему крестьянская реформа послужила основой дальнейших перемен в России?
 План урока. 

1. Причины отмены крепостного права, подготовка реформы. 

2. Содержание реформы 19 февраля 1861 г. 

3. Значение отмены крепостного права.

      

Ход урока


Проблема отмены крепостного права подробно рассматривалась в основной школе, поэтому, в зависимости от подготовленности и мотивации класса учитель может провести урок, актуализирующий знания учащихся о содержании реформы, или сфокусировать их внимание на оценке произошедших преобразований. Учитель может использовать в качестве раздаточного материала статистические таблицы «Крестьянство и помещики в 30—50-е гг. ХIХ в.» и «Категории помещиков».

Крестьянство и помещики в 30—50-е гг. ХIХ в.

Слои населения

Численность (на 1835 г.)

Все население (без Царства Польского и Финляндии)

52 млн

Крестьяне: крепостные
государственные 
удельные

25 млн 
17—18 млн 
1 млн

Дворяне: всего 
владели крепостными

272 тыс. 
127 тыс.

Категории помещиков (по данным 1858 г.)

Всего владельцев крепостными душами

127 тыс.

Мелкопоместные (не более 21 души)

43 тыс.

Средние (не более 100 душ)

36 тыс.

Крупные (не более 10 000 душ)

14 тыс.

      Первый вариант планирования 
      Организуется фронтальная работа учащихся с информацией учебника по вопросам к § 19. При подведении итогов работы корректируются ответы учащихся и заслушиваются мнения по проблемному вопросу урока.
      Второй вариант планирования 
      Организуется самостоятельная работа учащихся с информацией учебника, результаты которой оформляются в виде таблицы.

      Реформа 1861 г. и пережитки крепостничества в России

Пережитки крепостничества

Причины их сохранения

Последствия их сохранения

Общий вывод о перспективах развития рыночной экономики

Помещичье землевладение

Малоземелье крестьян, «отрезки»

Выкупные платежи

Община

      Третий вариант планирования 
      Организуется групповая деятельность учащихся с использованием приема «Исторические шляпы». Класс делится на 5 групп. Учитель напоминает значение цветов (см. урок 29) и формулирует задания группам. Группа, получившая белую шляпу, должна представить конкретные факты, связанные с подготовкой реформы, не оценивая их. Группа, получившая желтую шляпу, должна раскрыть все положительные стороны и результаты реформы. Группа, получившая черную шляпу, должна выделить все проблемные стороны реформы и ее негативные последствия. Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали социальные слои, которые затронула реформа (помещики, крестьяне). Группа, получившая синюю шляпу, должна обсудить и высказать свою точку зрения о причинах проведения, целях и результатах реформы.
      Этапы работы
      Первый этап. Обсуждение в группах (не более 10 мин).
      Второй этап. Выступления представителей групп (до 5 мин, всего — 25 мин).
      Третий этап. Учащиеся высказывают свое мнение по основной исторической проблеме урока.
      Четвертый вариант планирования
      Организуется групповая работа с элементами ролевой игры «Что изменилось в жизни моего сословия». Класс делится на 6 групп, представляющих различные социальные слои пореформенной России.
      Крестьянство: крестьяне-бедняки, вышедшие на выкуп; зажиточные крестьяне, вышедшие на выкуп; крестьяне, сохраняющие временнообязанное состояние.
      Помещики: помещики Нечерноземья, помещики черноземных губерний.
      Представители либеральной общественно-политической мысли (в эту группу желательно включить наиболее подготовленных учащихся).
      Задание группам. Вам предоставляется возможность рассказать о своей жизни после проведения реформы 1861 г., используя возможности плаката, постера, воззвания, прокламации, газетной страницы. Ваша задача — привлечь внимание общественности к положительным и отрицательным изменениям в вашем существовании.

      Дополнительный материал для работы в группах

      Крестьяне освобождались с землей. Размер земельного надела, который получали крестьяне согласно реформе 1861 г., определялся на основе добровольного соглашения между помещиком и крестьянином при участии мирового посредника и сельского старосты, но в пределах установленных государством определенных норм. В зависимости от регионов эти нормы составляли: 
      — в черноземных губерниях — от 1,5 до 4 десятин земли; 
      — в нечерноземных губерниях — от 1 до 7 десятин; 
      — в степных губерниях — от 3 до 12 десятин.
      (1 десятина = 1,097 га). 
      Помещики имели право сохранить за собой не менее 1/3 всей земли, которой они владели раньше. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предназначалось по «Положению 19 февраля 1861 г.», то часть излишков, которые именовались «отрезками», отбиралась в пользу помещиков. 
      Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Размер выкупных платежей в зависимости от района России был разным, но рассчитывался исходя из величины денежного оброка, который платил крестьянин помещику. Например, если в нечерноземных губерниях оброк составлял 10 рублей в год, то выкуп за земельный надел составлял 166 рублей 67 копеек. 
      Все крестьяне до заключения выкупной сделки считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнять прежние повинности — барщину и оброк, хотя становились лично свободными. 
      Вопросы проведения реформ возлагались на специально созданный институт мировых посредников — лиц, выбираемых помещиками для составления уставных грамот, в которых определялись конкретные условия освобождения каждой крестьянской семьи. Они также рассматривали земельные споры между помещиками и крестьянами. 
      В основе реформы лежал принцип постепенности — в течение двух лет необходимо было составить уставные грамоты, в течение девяти лет крестьянин не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину. Перевод всех крестьян на обязательный выкуп был произведен при Александре III в 1883 г. К тому времени временнообязанное положение сохраняли до 15% крестьянских хозяйств.

      Этапы работы
      Первый этап. Самостоятельная работа групп (до 15 мин).
      Второй этап. Выставка работ, первоначальный обмен мнениями (до 10 мин).
      Третий этап. Коллективная дискуссия на тему «Значение реформы 1861 г. в жизни российского общества» (до 20 мин).

      Дополнительный материал для учителя

      Крестьянская община в пореформенный период

      Реформа 1861 г. укрепила крестьянскую общину. На местах создавались волостные общества, которые возглавлялись выборными от крестьянства волостными старшинами. В самом низу управления находилось сельское общество, в которое входили крестьяне, ранее принадлежавшие одному помещику (поэтому оно могло объединять крестьян как одного, так и нескольких сел). Из числа домохозяев сельского общества на сходе выбирались староста, сборщик податей и представители на волостной сход. На органы крестьянского самоуправления были возложены функции местного благоустройства, сбора налогов и поддержания порядка. 
      Около трех четвертей надельной земли принадлежало общине. Община несла ответственность за уплату податей крестьян, производила переделы земли, устанавливала сроки полевых работ. Выход крестьянина из общины был оговорен крайне тяжелыми требованиями. Во-первых, обязательной сдачей надела сельскому обществу, что практически отрезало для крестьянина путь к возвращению на родину в случае неудачи на новом месте жительства. Во-вторых, передачей своего надела другому хозяину: до 1870 г. им должен был являться односельчанин, после 1870 г. — любой человек, готовый единовременно уплатить весь оставшийся долг уходящего крестьянина по выкупу. С учетом временнообязанного состояния крестьянина и сохранения в этот период контролирующих функций помещика требовалось заручиться и его согласием. Но и это было еще не все. Нередко сельское общество выдавало увольнительный приговор только в обмен на денежное вознаграждение и требовало материально обеспечить остающихся на селе нетрудоспособных родственников.

      Домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.