logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Форма урока — школьная лекция.

План изучения новой темы

1. Латинская Америка после Второй мировой войны: особенности и противоречия. 

2. Латинская Америка в 50—80-е гг. 

3. Итоги социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в конце XX в.

Основное содержание лекции

При изложении пункта 1 плана следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Особенности развития государств Латинской Америки:

1.1. Государства латиноамериканского региона раньше других развивающихся стран добились национальной независимости, поэтому имеют сходные черты и с высокоразвитыми государствами, и со слаборазвитыми странами.

1.2. Для экономики региона было характерно развитие экспортного агросырьевого хозяйства, подчиненность внешнему рынку в ущерб внутреннему.

1.3. В сельском хозяйстве преобладали помещичьи латифундии. 47% хозяйств занимали 1% сельскохозяйственных угодий, 100 тыс. крупных помещиков владеют 62,5% земельного фонда.

1.4. Бурно идет процесс роста городов и городского населения, но урбанизация латиноамериканского типа характеризуется как ложная (мало связана с развитием промышленности, происходит за счет роста маргинальных слоев).

1.5. Низкий уровень жизни большинства населения.

1.6. Латинская Америка — средоточие самых разнообразных противоречий во всех сферах жизни общества.

1.7. Политическая нестабильность, преобладание насилия в политической жизни, большое влияние армии в политике, сохранение традиций авторитаризма (каудильистских, от слова «каудильо» — вождь). Самыми политически стабильными государствами можно считать Уругвай и Мексику.

1.8. Влияние католической церкви (90% латиноамериканцев — католики, это почти половина католиков всего мира).

2. Страны Латинской Америки по уровню социально-экономического развития представляли несколько групп:

2.1. Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия — самые развитые в социально-экономическом отношении государства, значительно продвинувшиеся по пути модернизации. Их население составляло около 75% всего населения региона, на их долю приходилось 80—85% ВНП.

2.2. Перу, Эквадор, Боливия, небольшие государства Центральной Америки — страны с преобладанием аграрного сектора и добывающей промышленности.

2.3. Парагвай, Гаити и государства Карибского бассейна — наиболее отсталые государства с традиционной экономикой, низким уровнем жизни населения.

Послевоенная история Латинской Америки связана с непрекращающейся борьбой реформистской и революционной альтернатив развития, с поиском такой модели общества, которая поможет преодолеть экономические и социальные проблемы и противоречия.

      Материал пункта 2 можно представить в виде таблицы:

Период

Развитие экономики

Важнейшие политические события

Конец 40-х — 50-е гг.

Государственный курс на импорт-замещающую индустриализацию. Рост промышленного производства в 3 раза по сравнению с довоенным. Рост инвестиций США, европейских стран

В целом тенденция борьбы с диктаторскими режимами. Авторитарный национал-реформистский режим Перона в Аргентине (развитие собственной экономики, социальные программы) — «хустисиализм» «объединение нации для построения справедливого общества» как особый «аргентинский путь» развития. 1959 г. — социалистическая революция на Кубе (Ф. Кастро). 1948 г. — создание ОАГ (поддержка мира в западном полушарии, борьба с коммунистической опасностью)

60— 70-е гг.

Неблагоприятная конъюнктура (снижение цен на сельскохозяйственную продукцию, рост цен на машины и оборудование). Инфляция. Обострение проблемы безработицы и бедности. Рост финансовой задолженности от развивающихся стран. Аграрные преобразования — уничтожение и сокращение латифундий в Мексике, Боливии, Венесуэле, Чили, Колумбии, Эквадоре, Перу. С 1961 г. — программа США «Союз ради прогресса» — экономическая помощь 19 государствам, после смерти Дж. Кеннеди через нее осуществлялось оказание помощи диктаторским режимам

Диктаторские режимы существовали в Парагвае (Стресснер, 1954—1989), Никарагуа (семейство Сомоса, 1936—1979), Сальвадоре, Гватемале, Гаити (семейство Дювалье, 1957—1990). Восстановлены в Гондурасе, утвердились в Бразилии (с 1964 г.), Аргентине (с 1976 г.), Боливии, Уругвае. Конституционные правительства — в Мексике, Венесуэле, Колумбии. 1970—1973  гг. — правительство «Народного единства» в Чили (президент С. Альенде), после его свержения — диктатура А. Пиночета. 1969 г. — Андский пакт (Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, позже присоединится Венесуэла) 

80— 90-е гг.

Изменение экономического курса: модернизация через ослабление роли государства, сокращение социальных расходов, развитие свободной рыночной экономики. Резкий приток инвестиций, внешних займов и кредитов (доля внешних источников финансирования растет с 8,2% в 1970 г. до 26,3% в 1980 г.). Рост внешнего долга (до 420 млрд долл. в 1989 г., из них Бразилия — 115 млрд долл., Мексика — 107 млрд долл., Аргентина — 56 млрд долл.). Инфляция

Неоконсервативный вариант модернизации особенно проявил себя в условиях диктаторских режимов в Бразилии, Аргентине, Чили. В Мексике и Венесуэле сохраняется либерально-реформистский подход. Рост демократической политической тенденции: победа народной революции в Никарагуа (1979), установление конституционного правления в Перу (1980), Боливии (1982), Аргентине (1983), Бразилии и Уругвае (1985), Гватемале, Гондурасе, на Гаити (1986), в Парагвае (1989), пришло к власти гражданское правительство в Чили (1990) 

      Подводим итоги социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в конце XX в.

      К концу XX в. государства Латинской Америки накопили значительный экономический и политический опыт решения проблем. Мы видим существование различных подходов к модернизации (национал-реформистский, либерально-реформистский, неоконсервативный), борьбу за утверждение различных социально-политических моделей (военные диктатуры,, авторитарные режимы, демократические формы правления, социалистическое государство тоталитарного образца), революционные и реформистские пути развития общества.

      Задание 1. На основании конспекта лекции внесите примеры государств в таблицу «Исторический опыт Латинской Америки».

Пути развития общества

Реформистский

Революционный

Переходы к модернизации

Национал-реформистский

Либерально-реформистский

Неоконсервативный

Социально-политические модели общества

Военная диктатура

Авторитарный режим

Демократическая форма правления

Социалистическое государств

             

      В конце XX в. выросла дифференциация по уровню развития латиноамериканских стран. Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили вошли в число новых индустриальных государств, ряд стран региона превратились в аграрно-индустриальные. Этому способствовал курс на модернизацию, развитие интеграции, значительный приток инвестиций стран Запада. Преобразования в аграрном секторе позволили развиваться мелким и среди крестьянским хозяйствам, улучшили положение крестьянства. Но часть государств, особенно страны Карибского бассейна, по-прежнему относятся к числу беднейших в регионе. Бурное экономическое развитие создало новые противоречия в обществе, не разрешило проблему государственной задолженности, не сняло острых социальных контрастов.

      В политическом отношении в конце XX в. восторжествовала тенденции демократизации политических режимов. Но сохраняется напряженность обществе, следовательно, нельзя утверждать, что демократические режимы будут развиваться стабильно. Один из главных политических уроков заключается в необходимости поддерживать общественное согласие, добиваться мирного диалога всех заинтересованных в развитии общества сил.

      Домашнее задание. § 31 ( с. 298—301).

      Задания для проверки усвоения темы.

I уровень

      Вариант 1.

      Задание 1. Объясните, какие значения в исторических и обществоведческих науках имеют понятия Запад, Юг.

      Задание 2. Подберите синонимы понятия «социалистическая ориентация».

      Задание 3. Соотнесите государство и группу, к которой оно относится

      Афганистан, Бразилия, Гаити, Гонконг, Индия, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Саудовская Аравия, Эфиопия.

Новые индустриальные страны

Нефтедобывающие страны

Государства-гиганты

Беднейшие страны

      Задание 4. Соотнесите исторический факт, явление или идею и государство, с историей которого они связаны:

Факт, явление, идея

Государство

1

Апартеид

1

Камбоджа

2

Первая конференция Движения неприсоединения

2

Южная Корея

3

«Великая пролетарская культурная революция»

3

ЮАР

4

Азиатский «дракон»

4

Аргентина

5

Партия Гоминьдан у власти

5

Куба

6

Исламская оппозиция светскому режиму

6

Индонезия

7

Красные кхмеры

7

Индия

8

Карибский кризис

8

Китай

9

Ненасильственное сопротивление колонизаторам

9

Иран

10

Режим генерала Перона

10

Тайвань

      Задание 5. Выберите страны, в истории которых был период «некапиталистического» развития (социалистической ориентации): 1. Афганистан. 2. Бразилия. 3. Египет. 4. Индия. 5. Мексика.

      Задание 6. Выберите «лишний» элемент, аргументируйте выбор:

      1) а) ОПЕК; б) Андский пакт; в) ОАЕ; г) ОВД;

      2) а) Самоса; б) Альенде; в) Стресснер; г) Дювалье;

      3) а) народные коммуны; б) демократизация; в) «культурная революция»; г) маоизм; д) «большой скачок»;

      4) а) Сингапур; б) Таиланд; в) Индия; г) Мексика; д) Бразилия;

      5) а) Филиппины; б) Иордания; в) Сирия; г) Ливан; д) Алжир.

      Задание 7. Соотнесите имя политического деятеля и страну, которую он представляет:

Имя

Государство

1

Хо Ши Мин

1

Кения

2

П. Лумумба

2

Камбоджа

3

С. Альенде

3

Китай

4

Хомейни

4

Индия

5

Дж. Кениата

5

ДРВ

6

Т. Чиллер

6

Пакистан

7

Дэн Сяопин

7

Конго

8

Пол Пот

8

Турция

9

И. Ганди

9

Чили

10

Б. Бхутто

10

Иран

      Вариант 1.

      Задание 1. Объясните, какое значение в исторических и обществоведческих науках имеют понятия «Восток», «Север».

      Задание 2. Подберите синонимы понятия «третий»мир.

      Задание 3. Соотнесите государство и группу, к которой оно относится.

      Аргентина, Бангладеш, Индонезия, Ирак, Китай, Кувейт, Сингапур,Чад, Чили, Южная Корея.

Новые индустриальные страны

Нефтедобывающие страны

Государства-гиганты

Беднейшие страны

      Задание 4. Соотнесите исторический факт, явление или идею и государство, с историей которого они связаны:

Факт, явление, идея

Государство

1

«Большой скачок»

1

Кения

2

Многорасовое общество

2

Турция

3

Национализация Суэцкого канала

3

Никарагуа

4

Азиатский «дракон»

4

Чили

5

Член НАТО с 1952 г.

5

Куба

6

Диктатура Самосы

6

ЮАР

7

Победа социалистической революции

7

Мексика

8

Новая индустриальная страна

8

Китай

9

Ненасильственное сопротивление колонизаторам

9

Гонконг

10

Реформы правительства Народного единства

10

Египет

      Задание 5. Выберите страны, в истории которых был период «некапиталистического» развития (социалистической ориентации):

      1. Алжир. 2. Аргентина. 3. Ирак. 4. Пакистан. 5. Филиппины.

      Задание 6. Выберите «лишний» элемент, аргументируйте выбор:

      1) а) Андский пакт; б) Латиноамериканский общий рынок; в) НАТО, г) МЕРКОСУР;

      2) а) Саудовская Аравия; б) Кувейт; в) ОАЭ; г) Венесуэла; д) Катар;

      3) а) демократизация общества; б) шахский режим; в) аятолла Хомейни; г) ислам; д) противостояние Западу;

      4) а) М. Ганди; б) Б. Бхутто; в) И. Ганди; г) Д. Неру; д) Р. Ганди;

      5) а) Парагвай; б) Куба; в) Никарагуа; г) Гренада.

      Задание 7. Соотнесите имя политического лидера и страну, которую он представляет:

Имя

Государство

1

К. Нкрума

1

Аргентина

2

М. Ганди

2

Египет

3

X. Д. Перон

3

Чили

4

Мао Цзэдун

4

Камбоджа

5

Г. А. Насер

5

Гана

6

А. Пиночет

6

Парагвай

7

И. Сари

7

Китай

8

Т. Озал

8

Куба

9

А. Стресснер

9

Турция

10

Ф. Кастро

10

Индия

      II уровень

      Задание 1. Назовите этапы и формы борьбы колоний за национальное освобождение.

      Задание 2. Как в истории «третьего» мира решался вопрос о выборе модели общественного развития? Какие факторы влияли на этот процесс? Какие этапы прошли страны «некапиталистической» ориентации?

      Задание 3. Приведите примеры косвенной зависимости развивающихся стран.

      Задание 4. Каково историческое значение Движения неприсоединения?

      Задание 5. Проанализируйте историю государства-представителя «третьего» мира по плану:

      1. Позиция государства в системе развивающихся стран (к какой группе государств относится). 2. Как проходил процесс деколонизации государства? 3. Была ли попытка «некапиталистического» развития в его истории? Каковы были причины такого выбора, его успехи и результаты? 4. Каково современное состояние экономики и политической сферы государства? 5. Выдающиеся личности — политические лидеры, борцы за независимость государства, духовные вожди.

      Задание 6. Какие государства входят в число «новых индустриальных стран»? Покажите особенности их развития на примере одного-двух государств (по выбору учащегося).

      Задание 7. Сравните пути и особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки и Северной Америки.

      Задание 8. Какие государства относятся к нефтедобывающим странам? Покажите особенности их развития на примере одного-двух государств (по выбору учащегося).

      Задание 9. Какие государства «третьего» мира относятся к так называемым странам-гигантам? Покажите особенности их развития на примере одного-двух государств (по выбору учащегося).

      Задание 10. Какие факторы определяют особенности развития так называемых беднейших стран? Каковы перспективы их развития в современном мире?

III уровень

      Задание 1. Сравните экономическое, социальное и политическое развитие стран «третьего» мира в 50-е гг. и на современном этапе. Какие проблемы странам «третьего» мира в целом удалось решить? Какие проблемы сохранились? Какие новые проблемы встали перед развивающимися странами в конце XX в.?

      Задание 2. Объясните, почему в 40—50-е гг. идет ожесточенная борьба за национальную независимость и преобладают немирные формы деколонизации, а в последующие годы доминируют договорные процессы.

      Задание 3. Объясните, почему социалистическая (некапиталистическая) ориентация оказалась исторически неустойчивой.

      Задание 4. Какие факторы определяют политическую нестабильность в странах Латинской Америки?

      Задание 5. Ряд исследователей указывает на совпадение особенностей развития российского и латиноамериканского обществ. Выскажите свою точку зрения по этому вопрос.

      Задание 6. Объясните, как на современном этапе складываются взаимоотношения между Севером (индустриально развитыми странами) и Югом (развивающимися странами).

      Задание 7. Проанализируйте статистические данные (таблица «Структура занятости населения (1990 г., %)», с. 107—108 данного пособия).

      Задание 8. Проанализируйте перспективы развития различных групп развивающихся стран, «третьего» мира в целом.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.