logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: расширить знания о христианской Церкви в эпоху Средневековья за счет формирования образных представлений, усвоения новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей.

Новые понятия: христианские мученики, христианские богословы, Отцы Церкви, догмат, церковный собор, ереси, церковная организация, духовенство, церковная десятина, монастыри, монашеский орден.

I. Текущий контроль знаний и умений:

1. Почему германцы участили набеги на границы Римской империи к IV в.? 2. Кто к IV в. определял в среде германцев жизнь племени? 3. Почему военное дело особо почиталось у германцев? 4. Как вы думаете, почему германцы не смогли завоевать Восточную Римскую империю? 5. Покажите на карте, где появились новые королевства. Назовите племена, их создавшие. 6. Назовите причины недолгого существования государства Теодориха. 7. Что отличало франков от других народов? 8. Почему процесс образования германских королевств начался после падения Рима? 9. Каково значение «Салической правды» для европейской культуры? 10. Почему франки признали Хлодвига своим королем и верховным судьей? 11. Что стало определяющим в выборе веры для Хлодвига? 12. О складывании какой формы государственного устройства у франков можно говорить с признанием Хлодвига королем? Докажите свою точку зрения.

II. Игра «Узнай по описанию»:

1. Властолюбивый, дальновидный германский военачальник, низложивший своего императора, прервавший имперскую традицию в стране. 2. Защитник римской традиции, привлекший к себе на службу римлян и стремившийся прекратить распри между германцами и римлянами. 3. Хитрый, коварный завоеватель, рано познавший силу власти и стремившийся к ней даже ценой жизни ближайших родственников.

План изучения нового материала: 

1. Как верить? 

2. Ереси. 

3. Главная книга христиан. 

4. Устройство Церкви. 

5. Монашество на Востоке и Западе.

      1. Начиная объяснение нового материала, учитель отмечает, что образование германских государств еще не означало установления сильной власти. Огромное значение в тот период жизни общества приобретает христианская Церковь. Благодаря императору Константину христиане получили право открыто исповедовать свою веру. (Здесь педагогу следует обратить внимание учащихся на профиль Константина Великого на монете — с. 26.) Однако позиции христианской Церкви ослаблялись за счет появления все новых и новых ересей, что мешало сплочению общества вокруг монарха и Церкви. Задачу установления чистоты библейского вероучения, его упорядочения христианская Церковь решила на первых двух соборах в 325 и 381 гг., где был создан Символ Веры. Здесь целесообразно обратить внимание учащихся на значение слова «собор», поскольку оно более известно в другом смысле: как архитектурное сооружение, предназначенное для отправления религиозных обрядов. С целью ознакомления с наиболее важными христианскими догматами учитель может предложить учащимся зачитать отрывок из Символа Веры (см. ниже). Во многом идеи устройства Церкви, упорядочения обрядов и догматов были заслугой Отцов Церкви и особо почитаемых из них — Августина, Иеронима, Василия Великого и Иоанна Златоуста. Рекомендуем на примере биографии Августина Блаженного ознакомить учащихся с жизнью и с идеями Отцов Церкви (см. ниже). Таким образом, Церковь стала тем стержнем, маяком, которого недоставало в то время формирующемуся средневековому обществу. По ходу изложения материала учебника учитель применяет новые понятия текста (вероучение, христианский богослов, догмат, соборы, Символ Веры, Православная церковь, Католическая церковь), записывает их на доске, а учащимся предлагается сделать то же самое в тетради. Опыт показывает, что, если дети сделают в конце тетради словарик и будут вести регулярную запись новых понятий, это облегчит им работу на последующих уроках. В процессе урока следует неоднократно предлагать разным учащимся объяснить содержание понятий.

      В ходе объяснения первого пункта плана изучения нового материала учитель обращает учащихся к документу параграфа. Вопросы к документу: 1. Чем были вызваны споры? 2. Почему мнение простого народа не было единым? 3. Почему религиозный спор было трудно остановить? 4. Каково значение Никейского собора?

      2. Изложение материала этого пункта не должно занять много времени, вместе с тем следует подчеркнуть, что Никейский собор не установил единства в понимании христианами догматов веры, общепринятых норм толкования Библии. В данной части параграфа педагогу следует особо остановиться на причинах возникновения расхождений в вероучении. Работу следует организовать с помощью вопросов: 1. Почему Церковь не хотела ни с кем делить право толкования христианского учения? 2. Почему тексты Библии толковались по-разному? 3. Почему было опасным свободное толкование Библии?

      По ходу беседы учитель обращает внимание учащихся на новое понятие «ересь». Самой распространенной из ересей среди германцев (вестготов, остготов, вандалов) было арианство. Франки исповедовали христианство по римскому образцу. В конце объяснения учитель предлагает ответить на вопросы: 1. Почему арианство стало считаться ересью? 2. Какие черты характера должны быть главными у христианина?

      3. Педагог указывает, что Библию называют «Книгой книг». Необходимо заранее подготовить Библию для демонстрации детям. Следует ознакомиться с некоторыми ее частями по оглавлению, ее структурой. Детям предлагается рассмотреть фрагмент страницы одной из древнейших рукописей — Книги Бытия (с. 28), где гармонично сочетаются текст и поясняющий его рисунок. Затем учитель предлагает ответить на вопросы: 1. Как вы думаете, на каком языке был написан этот экземпляр? 2. Почему Библия получила название «Книга книг»?

      4. Этот пункт параграфа показывает, как складывались отношения внутри Церкви, власти и Церкви, общества и Церкви. В этой связи учитель рассказывает об особенностях положения и жизни черного и белого духовенства; о церковной иерархии (обратить внимание на новое слово, записать на доске); о главных отличиях христианской Церкви на Востоке и Западе; о ее общественном содержании, главном источнике доходов Церкви — церковной десятине. Рассказывая о центрах патриаршества, следует показать их на карте, либо предложить найти на карте в атласе (задание на полях с. 30 учебника), либо отметить на контурной карте. Далее учащиеся отвечают на вопросы: 1. Почему существовала разница между белым и черным духовенством? 2. Мог ли представитель черного духовенства иметь приход? 3. Что было источником богатств Церкви? Как тратились имеющиеся у Церкви средства? 4. Кто стоял во главе церковной иерархии? 5. Почему в Церкви не было и не могло быть единства?

      Перед началом рассказа об устройстве христианской Церкви учитель дает задание: по ходу объяснения составить в тетради схему церковной иерархии в Западной и Восточной Церкви. По завершении изложения учителем материала один ученик зарисовывает свою схему на доске, остальные проверяют, отмечают достоинства и недостатки. Учащимся следует составить схему применительно к белому духовенству, поскольку,во-первых, указать в той же схеме точное место и для черного духовенства довольно сложно (так как аббат мог подчиняться соответствующему епископу, либо главе своего монашеского ордена, либо непосредственно Папе) и, во-вторых, это слишком усложнит схему.

 


      По другому варианту учитель, объясняя материал, предлагает учащимся в тексте найти объяснение новых слов.

      5. В рассказе о монашестве важно обозначить акценты так, чтобы учащиеся поняли, почему появилось монашество, что повлияло на быстрое его распространение. Важно обратить внимание на различия в складывании восточного и западного монашества. Учащимся предлагается непосредственная работа с текстом учебника: найти и записать в тетрадь новые понятия.

      Материал о зарождении монашества следует начать с рассказа об Антонии. Отмечается, что монастыри постепенно становятся центрами общественной жизни, а монахи, согласно бенедиктинскому уставу, проводили жизнь в труде (см. рис. на с. 30). А рисунок на с. 31 запечатлел исторический момент появления устава Бенедикта. Расширит представления учащихся текст о бенедиктинском уставе (см. ниже). Важно отметить, что монастыри стали центрами хранения, переработки и развития знаний. Ученые монахи в монастырских школах готовили себе смену, в том числе и для работы в библиотеке, скриптории. Результаты творческих поисков, труда монастырских переписчиков представлены в иллюстрациях на с. 8, 28, 55—56.

      Серьезным моментом в изучении этого пункта параграфа является работа с очень информативным планом средневекового монастыря (с. 32). Это — воспроизведение сохранившегося плана Санкт-Галленского монастыря в Швейцарии (ок. 820 г.), дающее представление об идеальном монастыре, каким его видели люди того времени. Вопросы к плану должны подвести учеников к двум выводам: 1) монастырь обеспечивал себя всем необходимым; 2) помимо собственно территории монастыря, изображенной на плане, монастырь владел еще обширными пашнями, лугами и пастбищами. Можно обратить внимание детей и на то, что в соответствии с практикой того времени в монастыре имелись две школы: «внешняя», где учили детей мирян (на плане — № 14), и «внутренняя» для будущих монахов (на плане — № 18).

      Целесообразно обыграть изучение плана монастыря подробной импровизированной экскурсией по его территории. Это поможет учащимся определить, чем занимались в монастыре, в чем монахи были мастерами, какое назначение имели конкретные помещения.

      Вопросы для закрепления нового материала: 1. Какие новшества внесли Никейский и Константинопольский соборы? 2. Как вы понимаете слово «собор»? 3. Докажите, что проблема «как верить» и появление ересей связаны между собой. 4. Для чего Церкви потребовалась строгая иерархия? 5. Какое место в церковной иерархии занимают митрополит и архиепископ? 6. Как мог воспользоваться своим влиянием константинопольский Патриарх, например, на соборе? 7. Почему в рамках христианской религии появляются монастыри? 8. Подумайте, типичен ли аскетизм для других религий.

      В конце урока учитель задает учащимся главный вопрос к параграфу. После ответов детей учитель делает вывод по уроку, отмечает, насколько выполнен план, оценивает работу учащихся.

      Задание на дом: § 2, вопросы и задания к тексту, документу и рисункам. По выбору: продумать спор между арианином и ортодоксальным христианином; составить кроссворд на основе новых понятий параграфа; подготовить короткое сообщение об обустройстве Карлом Великим своей империи (на основе сочинения Эйнгарда и дополнительной литературы).

СИМВОЛ ВЕРЫ, ПРИНЯТЫЙ
НА НИКЕЙСКОМ СОБОРЕ 325 г.

      Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь.

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ

      Августин Блаженный (354—430) — один из самых знаменитых Отцов Церкви, крупнейший христианский мыслитель, почитаемый и католиками, и православными (хотя в большей степени он принадлежит к западной традиции). В поисках истины он прошел сложный путь от язычества через ересь манихеев к ортодоксальному христианству. Приняв крещение уже в зрелом возрасте, он стал священником, а позже — епископом Гиппонским (в Северной Африке). Ему довелось быть современником разграбления Рима вестготами. Язычники тогда объявили, что разгром Рима варварами — проявление гнева богов на тех, кто отказался от веры отцов и принял христианство. Августин в одном из своих самых знаменитых сочинений «О Граде Божием» утверждал, что гибель Рима — расплата за насилия, творимые Римом на протяжении столетий, и прежде всего за гонения на христиан. Но главное содержание его труда не в этом. Граду земному с его злом и страстями Августин противопоставил Град Божий, основанный на любви небесной. Цель всей истории человечества Августин увидел в построении на земле Града Божиего — царства справедливости, достичь же этого возможно только истинной верой и нравственным совершенствованием каждого человека. Величайший памятник мировой культуры — «Исповедь» Августина, в которой он откровенно рассказал о своих сложных духовных исканиях на пути к христианству.

БЕНЕДИКТИНСКИЙ УСТАВ

      Подлинным создателем западного монашества считается Бенедикт из Нурсии (ок. 480/490—555/560 гг.). В 530 г. он основал близ Неаполя монастырь Монте Кассино и создал для него устав, регламентировавший жизнь монахов. В уставе говорилось о необходимости беспрекословного послушания и отказа от всякой собственности («ни дощечки для письма, ни грифеля, ни вообще чего-либо»), устанавливались достаточно гибкие и умеренные нормы потребления пищи и вина. Определялись часы для физического труда, молитв, чтения книг, отдыха и сна. Связь с внешним миром возможна была для монаха лишь с благословения аббата. Устав не требовал чрезмерного аскетизма от всех, он был реально выполним в самых разных природных условиях и со временем широко распространился по всей Европе; период до ХIII в. в истории монашества часто называют бенедиктинским.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.