logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

План изучения новой темы

1. Архитектура второй половины XX в.

2. Достижения изобразительного искусства.

3. Литература второй половины XX в.

4. Массовая культура.

5. Особенности развития духовной сферы конца второго тысячелетия.

Примечание. По возможности удачным дополнением плана урока было бы включение в него вопроса о музыкальной культуре второй половины XX в., подготовку которого можно поручить самим учащимся.

Рекомендуем провести предварительный опрос учащихся, предложив им объяснить термины словаря к уроку и выполнить тестовое задание: «Среди названных деятелей литературы и искусства выберите: а) художников; б) литераторов; в) режиссеров; г) музыкантов». Объяснение терминов содержится в учебнике и в современных справочных изданиях, перечень имен составлен на основе § 33, поэтому проверить тестовое задание ребята смогут дома. Выполнение такого задания равносильно предварительной подготовке учащихся к восприятию темы, очень сложной и достаточно далекой от непосредственных интересов учеников.

Опережающее задание.

Провести мини-исследование на тему «Современное искусство».

Рабочий лист для мини-исследования.

Задачи исследования:

1. Определить уровень информированности респондентов. 2. Сравнить информированность представителей двух поколений.

Алгоритм проведения исследования:

1. Опросить равное количество представителей поколений «мы» и «наши родители» (не менее двух человек от каждого поколения).

2. Выставить средний балл по шкале информированности для отвечающих в целом и для каждого поколения в отдельности.

3. Проанализировать полученные результаты опроса.

4. Интерпретировать результаты.

Материал для опроса:

Понятия: виртуальная реальность, гиперреализм, концептуализм, массовая культура, неореализм, поп-арт, постмодернизм, реализм, сюрреализм, хиппи.

Персоналии: 1. М. Антониони. 2. С. Беккет. 3. Б. Брехт. 4. Л. Висконти. 5. В. Гуттузо. 6. С. Дали. 7. В. де Сика. 8. М. Дюшам. 9. Э. Ионеско. 10. Дж. Леннон. 11. Г. Г. Маркес. 12. Ф. Мориак. 13. П. Неруда. 14. Э. Пресли. 15. Р. Раушенберг. 16, Э.-М. Ремарк. 17. Р. Роджер. 18. Дж. Сэлинджер. 19. Ф. Феллини. 20. Э. Хемингуэй. 21. Д. Хэнсон.

Вопросы для респондентов: 1. Объясните, как вы понимаете термины. 2. Среди названных выберите имена: а) художников; б) литераторов; в) режиссеров; г) музыкантов; д) архитекторов.

Эпиграфом урока можно выбрать следующие слова: «Художественная культура XX столетия — одна из самых сложных для исследования в истории всей мировой культуры. Ни один век не знал таких трагических социальных потрясений, таких страшных мировых войн, такого ошеломляющего научно-технического прогресса, такого широкого национально-освободительного движения. Судить об искусстве легче «со ступенек времени» — искусство XX века является скорее объектом изучения критика, чем историка» (Ильина Т. В. История искусств: Западноевропейское искусство. — М., 1993. — С. 285).

Учителю следует объяснить, что невозможно на одном уроке представить всю полноту духовной жизни человечества во второй половине XX в., тем не основные характеристики этого процесса, его контуры мы вполне в состоянии обозначить. Для введения в тему целесообразно прочитать первый абзац § 33 и выполнить задание 1 после параграфа, так как необходимо раскрыть на конкретных фактах общие положения текста и уточнить их содержание. Очевидно, что под радикальным развитием подразумевается более интенсивное развитие, появление множества разнородных тенденций, школ, направлений во всех видах художественного творчества. Источником духовного развития становится исторический опыт всего человечества. Следует уточнить термины, раскрывающие два основополагающих типа отражения мира, так как в истории искусства XX в. чаще используются понятия «традиционное искусство» — искусство, сохраняющее реалистические традиции, и «авангард» или «модернизм», а абстракционизм чаще рассматривается как конкретное направление в искусстве авангарда.

Раскрывая пункт 1, необходимо отметить, что в творениях архитекторов второй половины XX в. проявляются две основные тенденции. Одна выступает как продолжение и развитие принципов функционализма, который сложился еще в 20-х гг.: только предназначение сооружения и материал, используемый при его строительстве, определяют архитектурную форму. «Все, что хорошо функционирует, хорошо и выглядит. Просто нельзя представить себе нечто, безобразно выглядящее и хорошо функционирующее» (Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. — М., 1985. — С. 15). Возможности современного строительства нашли отражение в этом стиле: металлические и железобетонные каркасные конструкции облегчили стену, превратили ее из несущей конструкции в перегородку, роль которой могло прекрасно выполнить стекло; использование сборных панелей превращало интерьеры сооружения в стандартные копии, но, как детская игра в кубики, позволяло создавать интересные пространственные композиции. Наконец, качества специальным образом изготовленного бетона позволяли увеличивать пролеты перекрытий, железобетонные конструкции можно использовать не только как прямые линии, создавая здание — стеклянный параллелепипед, но и как параболы, эллипсы. В качестве примеров подобного стиля можно продемонстрировать изображение небоскребов Чикаго. Здание аэровокзала «Кеннеди» (Нью-Йорк), оперный театр в Сиднее. Функционализм, доведенный до своего логического завершения — структурализма, нашел свое воплощение в здании Национального центра искусства и культуры Ж. Помпиду в Париже: все несущие конструкции и коммуникации выведены наружу. Этих же принципов придерживался и Р. Роджер при проектировании штаб-квартиры компании «Ллойде» в Лондоне. При изложении этого вопроса можно обсудить с классом вопрос о соотношении основных принципов функционализма и представления о художественном образе, дать возможность учащимся высказать свою точку зрения.

Второй основной тенденцией было стремление уйти от техницизма, представление о том, что архитектурную форму определяют природная среда, культура и функция. Архитекторы этого направления, не отказываясь от технических возможностей, существующих в наше время, используют элементы национального стиля (японские архитекторы Тангэ, Курокава), исторических стилей (классицизма).

При изучении пункта 2 обращаем внимание на то, что в мире изобразительного искусства особенно ярко проявилось сосуществование и соперничество двух направлений: развивающего традиционные реалистические принципы и авангардистского. Нельзя противопоставлять эти тенденции: в творчестве многих современных художников прослеживаются оба направления. Поиск новых средств воздействия на зрителя, новых способов самовыражения, новых форм отражения мира присущ обоим направлениям. Просим класс объяснить, к какому направлению оказываются ближе работы художников, упоминаемых в учебнике. Для демонстрации на уроке можно рекомендовать работы С. Дали, Р. Раушенберга и Д. Джонса, П. Пикассо, М. Шагала.

Вопросы для обсуждения:

1. Как раскрывается в творчестве Дали основное правило сюрреалистов — «правило несоответствия», «соединение несоединимого»? Выскажите свое мнение о силе художественного воздействия полотен сюрреалистов. 2. В чем вы видите взаимосвязь концептуализма и сюрреализма? В чем особенности концептуализма? 3. Какие особенности поп-арта подчеркивает высказывание Раушенберга: «Пара мужских носков не меньше пригодна для создания произведения живописи, чем деревянный подрамник, гвозди, скипидар, масло и холст»? Какой смысл вы вкладываете в понятие «поп» —«популярное» из названия «поп-арт»?

Желательно провести отдельный интегрированный урок, посвященный развитию литературы второй половины XX столетия (пункт 3 плана) вместе с учителем литературы. На уроке истории целесообразно, не вдаваясь в детали, показать основные тенденции в послевоенной литературе: реалистическую (У. Фолкнер, Г. Бёлль, авторы, названные в учебнике), включающую неореализм и «магический реализм» латиноамериканских писателей, тенденцию экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю) и развивающийся в конце столетия постмодернизм.

Предлагаем классу проанализировать характеристики и оценки массовой культуры (пункт 4).

Задание 1. Выберите определение массовой культуры. С какими оценочными характеристиками вы согласны? Аргументируйте свою позицию. Какие характеристики вызвали ваше несогласие и почему? Объясните, почему столь противоречивы оценки этого явления:

1. Массовая культура выполняет функцию идейного воздействия на общество, воздействия на сознание и поведение населения через средства массовой информации.

2. Массовая культура способствовала приобщению к достижениям культуры широких слоев населения.

3. Массовая культура приобщает не к высотам духовного творчества, а к примитивным проявлениям культуры. Это способ развлечения людей.

4. Массовая культура — феномен, рассчитанный на вкусы и стереотипы массового сознания, в рамках которого производство культурной продукции и «индустрия развлечений» были поставлены на поток, превратились в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы.

5. Массовая культура используется для отвлечения людей от серьезных общественных проблем.

6. Протест против массовой культуры проявился в молодежных движениях битников и хиппи.

7. С появлением массовой культуры духовное потребление приравняли к материальному и стали подлаживаться под вкусы толпы для того, чтобы скорее продать «культурную продукцию» и получить прибыль.

8. Массовая культура создает «подделку», «дешевку», «китч» — произведения дурного вкуса и невысокой нравственности.

9. Массовая культура подлинно демократическая, так как выражает вкусы и ценности большинства людей.

10. Массовая культура рекламирует ценности, далекие от настоящей духовной жизни.

11. Массовая культура обращается к традиционным ценностям, которые можно считать основой человеческой жизни, — семья, любовь, победа добра над злом.

12. Появление массовой культуры — проявление процесса коммерциализации искусства.

13. Массовую культуру можно и нужно запретить.

Задание 2. Назовите проявление массовой культуры в разных жанрах литературы, видах искусства, в повседневной жизни.

Задание 3. Используя текст учебника, периодическую печать, сведения, полученные вами на уроках обществоведения и свой личный опыт, определите положительные и отрицательные стороны массовой культуры.

В ходе заключительной беседы (пункт 5 плана) выделяем особенности развития современной культуры:

1. Приобщение к культуре, к творчеству множества людей, стремящихся к самовыражению.

2. Влияние НТР на развитие культуры.

3. Разнообразие проявлений духовной жизни, множество направлений, стилей, школ.

4. Соединение элитарной и массовой культуры.

5. Значительная коммерциализация искусства.

6. Развитие экранной культуры.

7. Сочетание тенденций глобализации культуры и культурной идентификации.

Просим завершить высказывание (идея В. Р. Степанова): «Культура в конце XX века переживает (расцвет, связанный с появлением новых форм художественного творчества, новых авторов, новых возможностей и т. д.; кризис, связанный с противоречиями, проявляющимися в современной духовной жизни и т. д.; застой, связанный с отсутствием выдающихся произведений, новых форм самовыражения, засильем массовой культуры и т. д.; упадок, связанный с коммерциализацией искусства, невозможностью участвовать в разрешении противоречий, стоящих перед обществом и т. д.)»

Домашнее задание.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.