logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

План изучения новой темы

1. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. 2. Возникновение очагов Второй мировой войны. 3. Политика «коллективной безопасности» в Европе и ее итоги. 4. Поворот в международных отношениях в 1939 г.

Основная проблема урока: показать, что все процессы мировой политики 30-х гг. были взаимосвязаны, и проанализировать нарастание военной угрозы в Европе и мире.

Исторический календарь

1931 г. — вторжение японских войск в Маньчжурию

1932 г. — франко-советский договор о ненападении

1932—1934 гг. — Женевская конференция по вопросам разоружения

1933г. — выход Германии из Лиги Наций

1933 г. — выход Японии из Лиги Наций

1934 г. — принятие СССР в Лигу Наций

1935 г. — договоры Франции, Чехословакии и СССР о взаимной помощи

1935 г. — введение всеобщей воинской повинности в Германии

март 1935 г. — передача Саарской области Германии

1935—1936 гг. — захват Италией Эфиопии

март 1936 г. — оккупация Рейнской области Германией

1936—1939 гг. — гражданская война в Испании, приход к власти фашистов во главе с Франко

октябрь 1936 г. — договор о сотрудничестве Германии и Италии («ось Берлин — Рим»)

ноябрь 1936 г. — антикоминтерновский пакт Германии и Японии

1937 г. — вторжение Японии в Северный Китай

ноябрь 1937 г. — присоединение Италии к антикоминтерновскому пакту («треугольник Рим — Токио — Берлин»)

1937 г. — выход Италии из Лиги Наций

март 1938 г. — захват Австрии Германией («аншлюс Австрии»)

сентябрь 1938 г. — Мюнхенское соглашение Германии, Италии, Франции и Англии по вопросу Чехословакии

март 1939 г. — оккупация всей Чехословакии Германией

май 1939 г. — бои советско-монгольских войск с Японией в районе реки Халхин-Гол

август 1939 г. — переговоры Англии, Франции и СССР в Москве

23 августа 1939 г. — договор о ненападении СССР и Германии, секретный протокол о разделе сфер интересов в Европе

ВАРИАНТ I. Практикум (работа с документами по теме).

Учащиеся делятся на группы по 3—4 человека. Каждая группа получает какой-либо документ по теме «Международные отношения в 30-е гг.» (это может быть текст договора, воспоминания участников или современников событий, художественный текст, материалы прессы и т. п.), к документу прилагается набор вопросов, по которым идет работа. В конце урока группы должны сдать письменный анализ документа.

Возможен другой вариант организации работы с документами: группы получают 20 мин на устное обсуждение документа по предложенным вопросам, а потом по очереди выступают с кратким сообщением перед классом. Остальные учащиеся и учитель имеют право в этом случае задавать вопросы после выступления групп.

Документ и вопросы для первой группы

Пу И. Из воспоминаний

В августе 1932 г. было оформлено секретное соглашение между Японией и Маньчжоу-Го. Основное содержание его было таково: охрана государственной безопасности и общественного порядка в Маньчжоу-Го полностью возлагалась на Японию, она будет контролировать железные дороги, порты, водные и воздушные пути. Япония имеет право проводить разведку недр и строить шахты, японцы могут назначаться на должности в Маньчжоу-Го, Япония имеет право переселять в Маньчжоу-Го японцев. Япония прислала своего посла в Маньчжоу-Го, именно он стал настоящим правителем этой территории, истинным императором Маньчжоу-Го. В мае 1932 г. на Северо-Восток прибыла комиссия Лиги Наций по обследованию так называемого маньчжурского вопроса. 3 мая произошла моя встреча с членами комиссии, длившаяся не более четверти часа. На ней мне задали два вопроса: как я прибыл на Северо-Восток и как было основано Маньчжоу-Го. Я послушно стал говорить то, что мне было велено. Члены комиссии кивали головами, улыбались и больше ни о чем не спрашивали. Затем вместе сфотографировались, выпили шампанского и пожелали друг другу здоровья. Комиссия удалилась.

Комиссия заявила, что она понимает, почему Япония считает Маньчжурию жизненно важной линией. Она не раз подчеркивала, что уважает интересы Японии на Северо-Востоке Китая, и даже рассматривала события 1931 г. как акт самозащиты со стороны Японии.

С начала 1933 г., после выхода из Лиги Наций, Япония начала еще более открыто увеличивать свою армию и расширять подготовку к войне. Особенно усилились ее приготовления к захвату всей территории Китая и укрепление тыла.

1. О каких событиях говорится в воспоминаниях Пу И — последнего императора Китая? 2. Как автор расценивает действия Японии по отношению к части Китая — Маньчжурии? 3. Как автор описывает деятельность представителей Лиги Наций? 4. Проанализируйте, какие цели преследовала Япония в Северо-Восточном Китае и удалось ли их осуществление. 5. Попробуйте объяснить позицию Лиги Наций в этом вопросе. 6. Почему Япония вышла из состава Лиги Наций? 7. Какое место события, описанные в документе, занимают в развитии международных отношений в 30-е гг.?

Документ и вопросы для второй группы

Шарль де Голль. Из воспоминаний

Гитлер не терял времени. Уже в октябре 1933 г. он полностью порвал с Лигой Haций и произвольно предоставил себе полную свободу действий в области вооружений. В 1934—1935 гг. Германия предприняла огромные усилия в производстве оружия и укомплектовании своих вооруженных сил. Национал-социалистический режим открыто заявил о своем намерении разорвать Версальский договор и завоевать «жизненное пространство». Гитлер, разумеется, готовил всеобщую мобилизацию. Вскоре после прихода к власти он ввел трудовую повинность, а затем и всеобщую воинскую повинность. Но, помимо этого, ему нужна была армия вторжения, чтобы разрубить гордиевы узлы в Майнце, Вене, Праге, Варшаве и одним ударом вонзить германский меч в сердце Франции. Для людей осведомленных не было секретом, что фюрер намерен воспитать германскую армию в духе своих идей. В ноябре 1934 г. стало известно, что Германия создает первые три танковые дивизии.

1. О чем говорится в документе? 2. Как французский генерал Ш. де Голль оценивает цели и действия Германии в первой половине 30-х гг.? 3. Объясните, что имеется в виду под фразой «разрубить гордиевы узлы в Майнце, Вене, Праге, Варшаве». 4. Предположите, почему, зная о намерениях Германии во внешней политике, Франция, другие европейские страны и Лига Наций не предпринимали соответствующих шагов. 5. Как можно оценить ситуацию в Европе к середине 30-х гг. по данному документу?

Документ и вопросы для третьей группы

М. М. Литвинов. Из речи в Лиге Наций в связи

со вступлением СССР в эту организацию

Советское правительство, следившее внимательно за всеми явлениями международной жизни, не могло не заметить усиливающуюся активность в Лиге Наций государств, заинтересованных в сохранении мира и в борьбе с агрессивными воинственными элементами. Более того, оно заметило, что эти агрессивные элементы считают для себя рамки Лиги стеснительными и стараются от них избавиться. Все это не могло не оказать влияния на отношение СССР к Лиге Наций в его поисках дальнейших путей к той организации мира, ради сотрудничества с которой мы приглашены в Лигу...

Я далек от преувеличения возможностей и средств Лиги Наций по организации мира. Я больше, чем кто-либо из вас, сознаю ограниченность этих средств. Я знаю, что Лига Наций не имеет в своем распоряжении средств полного упразднения войн. Я убежден, однако, в том, что при твердой воле и дружном сотрудничестве всех ее членов многое может быть сделано для максимального уменьшения шансов войны. Над той задачей Советское правительство не переставало работать в течение всего времени своего существования. Отныне оно хочет объединить свои усилия с усилиями других государств, представленных в Лиге.

1. О каком событии говорит данный документ? 2. Как оценивает автор документа цели Лиги Наций и цели вступления в нее Советского Союза? 3 Как оценивает автор деятельность и возможности Лиги Наций? Предположите, почему он дает подобные оценки. 4. Вспомните материалы по истории Отечества и подумайте, не противоречат ли объявленные цели внешней политики СССР целям «мировой революции». Объясните свою точку зрения. 5. Сформулируйте, какое место в международных отношениях 30-х гг. занимает событие, описанное в документе.

Документ и вопросы для четвертой группы

Из воззвания Исполнительного Комитета

Коммунистического Интернационала 1937 г.

Пролетарии и трудящиеся!

Борьба испанского и китайского народов за свободу, независимость и мир — кровное дело международного пролетариата, дело всех народов. Ни один рабочий, ни один демократ не может не содействовать победе испанского и китайского народов. Нет более важной задачи всех искренних сторонников демократии и мира, чем всемирное содействие поражению германского и итальянского фашизма в Испании, японской фашистской военщины в Китае.

Защищая сегодня Испанию и Китай, вы защищаете дело всеобщего мира, вы защищаете от фашистского нападения другие народы, вы защищаете себя, свой очаг, своих детей от разбоя фашизма.

Не верьте лицемерам и обманщикам, которые говорят, что они своей политикой «невмешательства» спасают дело мира. Требуйте от всех правительств буржуазно-демократических стран решительной борьбы против фашистских агрессоров.

Крепите ваш братский союз с СССР для беззаветной защиты дела мира.

1. О каких событиях международной политики упоминается в документе? 2. Какие сторонники и противники мира перечисляются в документе? 3. Какие пути сохранения мира предлагаются в документе? Проанализируйте эти пути борьбы с фашизмом. 4. Подумайте, какое отношение в странах Европы мог вызвать этот документ и почему. 5. Как вы можете оценить деятельность Коммунистического Интернационала в 30-е гг.? Свое мнение аргументируйте.

Документ и вопросы для пятой группы

Уинстон Черчилль. Беседа с И. Риббентропом

Однажды в 1937 г. я встретился с германским послом в Англии Риббентропом. Наша беседа продолжалась более двух часов. Суть речей Риббентропа сводилась к тому, что Германия хочет дружбы с Англией. Германия оберегала бы все величие Британской империи. Немцы, быть может, и попросят вернуть им немецкие колонии, но это не кардинальный вопрос. Важнее было, чтобы Англия предоставила Германии свободу рук на востоке Европы. Германии нужно жизненное пространство. Поэтому она вынуждена поглотить Польшу и Данцигский коридор. Что касается Белоруссии и Украины, то эти территории абсолютно необходимы для обеспечения будущего существования германского рейха. Единственное, чего немцы просили от Британского содружества и империи, не вмешиваться.

Я сразу же выразил свою уверенность в том, что английское правительство не согласится предоставить Германии свободу рук в Восточной Европе. Хотя мы ненавидели коммунизм не меньше, чем его ненавидел Гитлер, но Великобритания никогда бы не утратила интереса к судьбам континента настолько, чтобы позволить Германии установить свое господство над Центральной и Восточной Европой. Риббентроп сказал: «В таком случае война неизбежна. Иного выхода нет. Фюрер на это решился. Ничто его не остановит, и ничто не остановит нас».

1. О каких событиях и процессах международных отношений 30-х гг. говорится в документе? 2. Как формулируется позиция Германии и Великобритании в вопросах мировой политики по документу? 3. Как вы можете оценить позицию Германии и Великобритании? 4. Какие аргументы в защиту своей позиции приводят немецкая и английская стороны? Проанализируйте эти доводы. 5. Подумайте, какое место в развитии международных отношений занимают события, описанные в документе, и попытайтесь оценить их важность.

ВАРИАНТ II. Работа с классом по заданиям.

Задание 1. Расположите события в хронологическом порядке: 1. Вступление СССР в Лигу Наций. 2. Захват Италией Эфиопии. 3. Заключение антикоминтерновского пакта. 4. Начало военно-фашистского восстания в Испании. 5. Оккупация Германией Рейнской области. 6. Захват Германией Чехословакии. 7. Выход Японии из Лиги Наций. 8. Мюнхенское соглашение Германии, Италии, Англии и Франции. 9. Вторжение Японии в Маньчжурию. 10. Итало-германский договор («ось Берлин — Рим»). 11. Советско-германский договор о ненападении. 12. Захват Австрии Германией (аншлюс Австрии). 13. Советско-англо-французские переговоры в Москве. 14. Выход Германии из Лиги Наций.

Задание 2. Продолжите историческое высказывание:

Основной целью внешней политики СССР в 30-е гг. являлось...

Система коллективной безопасности в Европе не была создана, потому что...

Мюнхенское соглашение было направлено на...

В августе 1939 г. состоялось подписание советско-германского договора ненападении, так как...

В 30-е гг. в Европе и мире назревала новая мировая война из-за...

Задание 3. Перечислите три тенденции развития международных отношений и охарактеризуйте каждую из них.

Задание 4. Заполните таблицу «Захваты и конфликты в 30-е гг. в Европе и мире»:

Год

Место

Инициаторы

Цели

Итоги

1931

Маньчжурия

Япония

Захват новых территорий в Китае.

Усиление влияния Японии в этом регионе.

Плацдарм для новых захватов

На территории Маньчжурии было создано марионе-точное государство Маньчжоу-Го

1935—

1936

Эфиопия

Италия

Захват новых земель в Африке.

Усиление влияния в мире

Эфиопия стала колонией Италии.

Италия вышла из Лиги Наций

1936

Рейнская демилитаризованная зона

Германия

Расширение территорий в Европе.

Усиление влияния

Присоединение Рейнской зоны к Германии

1936

Испания

Фашисты Испании при поддержке Германии и Италии

Установление в Испании фашистского режима.

Усиление позиций фашистских государств в Европе

Установление в Испании фашистского режима

1937

Китай

Япония

Захват всей территории Китая.

Расширение сферы влияния

Китай стал зависимым государством от Японии

1938

Австрия

Германия

Присоединение новых территорий в Европе.

Усиление влияния и мощи

Австрия вошла в состав Германии (аншлюс)

1939

Монголия

Япония

Расширение территорий.

Усиление влияния

Попытка захвата территорий Монголии окончилась не-удачей

1939

Чехословакия

Германия

Расширение территорий в центре Европы.

Усиление влияния

Чехословакия вошла в состав Германии

После заполнения таблицы попробуйте проследить логику развития конфликтных ситуаций и территориальных захватов в Европе и мире в 30-е гг. (при объяснениях воспользуйтесь также картой «Европа в межвоенный период»). Предположите, какие факторы помогали агрессивной политике Германии, Италии и Японии, а какие останавливали эту политику.

Задание 5. Как вы можете объяснить и прокомментировать слова премьер-министра Англии Н. Чемберлена после возвращения из Мюнхена: «Я привез вам мир»?

Задание 6. Работа с документом.

Прочитайте текст документа № 4 «Из секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между СССР и Германией 23 августа1939  г.» (учебник, с. 161) и ответьте на вопросы:

1. Как были разделены сферы интересов в Европе между Германией и СССР? 2. Какие цели преследовали Германия и СССР, пойдя на заключение этого секретного протокола? Как вы их можете оценить? 3. Можно ли считать заключение этого секретного протокола и договора о ненападении между Германией и СССР переворотом в мировой политике? Свое мнение обоснуйте.

Задание7. Беседа по итоговой проблеме.

Подумайте над проблемой, проанализировав развитие международных отношений в 30-е гг., было ли начало Второй мировой войны неизбежным или на каком-то этапе ее можно было предотвратить.

Домашнее задание.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.