logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

План изучения новой темы

1. Повод и причины Первой мировой войны.

2. Основные военные кампании и их итоги.

3. Компьенское перемирие.

Основная проблема урока: анализ и оценка форм и методов ведения войны основными воюющими группировками.

Исторический календарь

28 июня 1914 г. — убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда

28 июля 1914 г. — объявление Австро-Венгрией войны Сербии

1 августа 1914 г. — начало Первой мировой войны, объявление Германией войны России

3 августа 1914 г. — вступление в войну Франции

4 августа 1914 г. — вступление в войну Англии

август — декабрь 1914 г. — начальный период войны

сентябрь 1914 г. — битва на Марне. Переход на Западном фронте к позиционной войне

октябрь 1914 г. — вступление в войну Турции. Открытие военных действий на Черном море и в Закавказье

май 1915 г. — вступление в войну Италии

лето 1915 г. — «великое отступление» русской армии на Восточном фронте

октябрь 1915 г. — вступление в войну Болгарии

февраль — март 1916 г. — битва под Верденом

май 1916 г. — Ютландское морское сражение

июнь—август 1916 г. — Брусиловский прорыв русской армии на Восточном фронте

август 1916 г. — вступление в войну Румынии

апрель 1917 г. — вступление в войну США

март 1918 г. — Брест-Литовский мирный договор между Россией и странами Четверного союза

август 1918 г. — наступление стран Антанты по всему Западному фронту

11 ноября 1918 г. — Компьенское перемирие. Окончание Первой мировой войны

ВАРИАНТ I. Практикум.

Учащиеся получают задания (по группам или индивидуально — по усмотрению учителя) на урок.

Задание 1. Определите, какие из стран преследовали перечисленные ниже цели своего участия в войне:

1. Захваты территорий и превращение Восточной Европы в зависимые земли. Захват заморских колоний противника и превращение их в составные части мировой империи. (Германия.)

2. Разгром основного конкурента — Германии и расширение владений на Ближнем Востоке. Сохранение империи, где «никогда не заходит солнце». (Великобритания.)

3. Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканском полуострове. Расширение контроля над владениями России. (Австро-Венгрия.)

4. Возврат Эльзаса и Лотарингии. Захват Рейнской промышленной зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств. (Франция.)

5. Борьба за сохранение независимости и территориальной целостности. (Бельгия, Сербия, Болгария.)

6. Занятие черноморских проливов. Установление контроля на Балтике и в Центральной Европе. Присоединение ряда областей Османской империи в Закавказье. (Россия.)

Задание 2. Работа с картой «Первая мировая война 1914—1918 гг.»:

1. Найдите по карте основные военные операции и перемещение линии фронта. Проанализируйте действия стран Антанты и Тройственного союза и дайте оценку результатов военных кампаний 1914, 1915, 1916 гг.

2. Найдите места крупных сражений. Проанализируйте, где (на Западном или на Восточном фронтах) были более напряженные боевые действия и когда. Как бы вы могли оценить взаимодействие союзников по военным блокам?

3. Найдите места революционных выступлений в Западной Европе в 1917—1918 гг. Можно ли увидеть взаимосвязь между ними и развитием событий на фронтах войны?

Задание 3. Вопросы на анализ материала:

1. В исторической науке ведутся споры о том, какой из фронтов — Западный или Восточный — является основным. Подумайте, по каким критериям можно определить основной фронт. Посмотрите материалы учебника по истории Отечества и сформулируйте свое мнение по данному вопросу.

2. В исторической науке существовала точка зрения о поражении России на фронтах Первой мировой войны из-за недостаточной помощи западных союзников. Проанализируйте приведенные ниже факты и выскажите свою точку зрения.

Внешний долг России союзникам вырос в два раза за время войны и составил к 1917 г. 8 млрд рублей.

Иностранные поставки вооружения в русскую армию составили 10 % по артиллерии, 25 % винтовочных патронов, 50 % винтовок и пулеметов.

В высших сферах России ходила поговорка: «Англия готова биться с немцами до последней капли крови русского солдата».

В 1914 и в 1916 гг. Россия вынуждена была начать военные действия, несмотря на свою неготовность, чтобы оказать помощь союзникам.

В 1915 г. Франция не начала крупного наступления в помощь русской армии.

Германские войска с 1914 г. находились в 120 км от столицы Франции — Парижа.

Задание 4. Продолжите историческое утверждение:

Поводом к началу Первой мировой войны явилось...

Общими целями в войне для всех участников военных союзов являлись...

В итоге начального периода войны были сорваны планы Германии и война приобрела...

Основными причинами неудач России в войне можно назвать...

В ноябре 1918 г. Первая мировая война завершилась победой стран Антанты из-за...

Задание 5. Дайте определение следующим понятиям: убийство в Сараево, мировая война, блицкриг, «чудо на Марне», «окопная война», «Верденская мясорубка», Брусиловский прорыв, Четверной союз, Компьенское перемирие.

Задание 6. Анализ исторических документов «Описание газовой атаки на реке Ипр 22 апреля 1915 г.» и «Президент Французской республики Р. Пуанкаре о методах ведения войны» (учебник, с. 69, 70):

1. Какие методы ведения войны прослеживаются по документам? 2. Какие из методов являются традиционными, а какие — новыми? 3. Подумайте, можно ли назвать эти методы эффективными и почему. 4. Как оценивают действия Антанты авторы и можно ли согласиться с их оценкой?

Задание7. Творческая работа на одну из предложенных тем:

1. Письмо с фронта домой от одного из участников войны с описанием настроения бойцов, военных действий, методов ведения войны. 2. Письмо с фронта с описанием «окопной войны».

ВАРИАНТ II. Ролевая игра.

Первый этап. Учащиеся разделяются на 2 группы. Первая группа представляет Антанту, а вторая — Тройственный союз. Группы получают поэтапно несколько заданий (время на обсуждение 5—7 мин).

Второй этап. Работа групп с заданиями.

Задание 1. Составьте краткое сообщение о своих военных планах (настоящих или ложных). С этим сообщением группа выступает перед стороной противника и отстаивает свои планы, объясняя их. Задача группы — аргументированно доказать его выгодность. Задача противоположной стороны — выяснить, что было представлено (настоящая информация или дезинформация), и обосновать свой вывод.

Оценивается само сообщение и умение раскрыть и объяснить планы противника.

Задание 2. «Перестрелка» групп.

Участники групп по очереди задают короткие вопросы по ведению войны и отвечают на поставленные им вопросы. Отвечать и задавать вопросы должны все члены групп по очереди. Главное условие — спрашивать и отвечать мгновенно.

Оценивается уровень и корректность вопросов и четкость ответов.

Задание 3. «Дипломатические переговоры» Антанты и Тройственного союза.

По условиям игры переговоры ведутся летом 1918 г. Каждая из групп должна выдвинуть как можно больше аргументов в доказательство выгоды своего военного положения к этому периоду.

Оценивается качество и историческая достоверность аргументов и дипломатическое искусство ведения «переговоров».

После окончания игры учитель подводит итоги, отмечая верные и удачные ответы групп.

Домашнее задание.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.