logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать обобщенные представления о тысячелетнем периоде развития Африки с помощью фактов, понятий, причинно-следственных связей и закономерностей для выявления общих и специфических черт в жизни и культуре африканских народов. Продолжать работу по формированию учебной деятельности школьников посредством заданий и вопросов развивающего типа.

Новые понятия: берберы, Магриб, Судан, пигмеи, манса, негус.

I. Текущий контроль знаний и умений:

1. Покажите на карте территории, где возникли в древности цивилизации Востока и расселялись кочевые племена в эпоху Средневековья. 2. Составьте рассказ об образе жизни, занятиях монголо-татар. 3. Составьте на доске схему устройства монгольского племени. 4. Дайте нравственную оценку деятельности Чингисхана. 5. Покажите на карте и расскажите о направлениях завоевательных походов монголо-татар. 6. Определите по карте учебника (с. 308), какой город был столицей империи Чингисхана. Объясните, как вы это определили. 7. Расскажите о покорении Центральной Азии монголами, сопровождая рассказ показом на карте. 8. Покажите на карте, где произошла первая встреча монголо-татар с русскими воинами. Чем она завершилась? 9. Зачитайте составленный дома план пункта 3 «Распад Монгольской державы». 10. Назовите причины распада империи Чингисхана. 11. Чем знаменателен ХIII в. для монголо-татар? 12. Какие события в истории Монгольской державы произошли в ХIV в.? 13. Какую роль сыграло образование государства для монголо-татар? 14. Почему европейцы пристально следили за действиями Тамерлана? 15. В чем состоит сходство и отличие империи Чингисхана и державы Тимура?

II. Интеллектуальная разминка:

1. Что такое Средневековье? 2. Что такое «каролингское возрождение»? 3. Объясните значение понятия «натуральное хозяйство». 4. В чем состоит смысл вассальных отношений? 5. Где в средневековой Европе раньше всего возникли представительные органы? Что они собой представляли? 6. Объясните значение понятия «Реконкиста». 7. Где и в связи с чем возникли духовно-рыцарские ордены? 8. Кого называли вагантами? 9. Что подразумевают под гуманизмом эпохи Возрождения? 10. В чем были преимущества централизованного государства в эпоху Средневековья и в чем недостатки? 11. Когда и в связи с чем имела место хиджра? 12. Что такое минарет? 13. Как называется главная книга мусульман? 14. Перечислите достижения Индии. 15. Укажите китайские достижения, ставшие достоянием мировой культуры. 16. Как называлось собрание монгольской знати? 17. Какой титул имел Тимур?

III. Ролевая игра «Суд над Чингисханом».

Подготовка к игре. Распределение ролей (судья, защитник, обвинитель, свидетели, присяжные заседатели). Основная масса детей выступает в роли свидетелей. Их роли можно заранее распределить, например: житель Северного Китая, волжский булгарин, русский, венгр, половец, сын Чингисхана Джучи, внук Чингисхана Бату, нойон, воин монгольского войска. Вводное слово учителя. Определение совместной цели игры (судебного заседания): виноват ли Чингисхан в гибели сотен тысяч людей, в разрушении цивилизаций Азии; выяснить все за и против его завоеваний. Определить меру его вины перед человечеством. Учитель напоминает, что этот урок — суд. Представляет членов суда, защитников и обвинителя. Педагог отмечает, что свидетели, проходящие по этому делу, несут ответственность за историческую достоверность показаний. Остальные учащиеся приглашаются к активному участию в судебном заседании и коллективному поиску истины. Они получают возможность задавать вопросы свидетелям, уточнять и комментировать их показания.

Ход игры: 1. Выступления свидетелей обвинения.

Вопросы и задания для обсуждения: 1. Какой была цель походов Чингисхана? 2. Какими методами хан пытался достичь своей цели? 3. Кто помогал ему добровольно, а кто по принуждению? 4. Обсудите проблему: культура Центральной Азии и монголы. 5. Чем объяснить стремление монголо-татар к разрушению всего, что было создано руками человека?

2. Выступления свидетелей защиты (раскрывают причины характера Чингисхана, завоевательных целей, осуществляют поиск вариантов объяснения событий). После выступления свидетелей защиты предоставляется слово обвинителю и защитнику. Обвинитель строит обвинение и сосредоточивает внимание на трех основных моментах:

а) агрессивные цели завоевательных походов;

б) жестокость и бесчеловечность методов достижения цели;

в) задержка развития покоренных монголами народов.

Защитник строит защиту осужденного по направлениям:

а) монголы — кочевники-скотоводы, и им нужен корм для скота;

б) положительные изменения и успехи в жизни монголов;

в) неизбежность завоеваний, войн в эпоху Средневековья.

3. Заключительная часть. Председатель суда дает слово присяжным для вынесения вердикта. Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к Чингисхану и его политике. Дается слово судье для решения суда и вынесения приговора. Председатель суда объявляет заседание суда закрытым. Экспертная группа (4—5 человек) проводит анализ урока.

План изучения нового материала: 1. Два мира одного континента. 2. Торговля, ислам и могущество государей. 3. Христианская Эфиопия. 4. Золото Мономотапы.

1. Тема Африки сложна для восприятия и усвоения детьми, особенно когда учителю необходимо на одном-единственном уроке донести до детей более чем тысячелетнюю историю многих африканских народов. Учитель по ходу своего повествования о жизни африканских народов подчеркивает медленные темпы явлений и процессов. Сложность рельефа, природы обусловила раздельность существования многочисленных племен, говорящих на разных языках, поклоняющихся разным богам. Уровень их хозяйственной жизни также был неодинаков. Только к началу нашей эры африканские народы освоили металлургию, стали изготовлять некоторые железные орудия труда. Название континента пошло от названия римской провинции, основанной на землях разрушенного римлянами Карфагена. В раннее Средневековье Северная Африка находилась под властью берберов, вандалов, затем их сменили византийцы, потом арабы, что привело к распространению ислама, формированию новых отношений и новой культуры. Африку можно условно разделить на северную часть, прилегающую к Средиземному и Красному морям, и территорию к югу от Сахары. Эти части резко отличаются друг от друга по уровню культурных достижений. В тропиках образ жизни африканцев преимущественно основывался на присваивающем типе хозяйства. Рассказ учитель сочетает с показом на карте (с. 319), привлекая учащихся к показу тех или иных территорий. Важно, чтобы дети сразу запомнили, закрепили (необходимо организовать работу учащихся с контурной картой) местоположение Сахары, Магриба, Судана, Тропической Африки.

Основываясь на содержании учебника, учитель изображает картину жизни, род занятий жителей Северной и Тропической Африки. Используются рисунки на с. 316, 317. В процессе рассказа учитель организует короткую беседу с помощью вопросов: 1. Покажите на карте, где возникла древнеегипетская цивилизация. 2. Как назывался известный город, основанный финикийцами и разрушенный римлянами? 3. Когда арабы начали совершать походы в соседние страны? 4. Вопрос на полях с. 317. 5. Что могли позаимствовать у арабов африканцы?

2. Рассказывая о развитии торговли, следует для проверки усвоенных ранее знаний задать вопросы: 1. Почему крупные города возникали именно вдоль торговых путей? 2. Каким образом растущее богатство правителей делало их власть более сильной? 3. В каких цивилизациях, ранее изученных вами, власть правителя была священной? 4. Какое значение имел ислам для африканских государств?

Характеризуя африканские государства, учитель должен немного расширить сведения учебника с помощью дополнительного материала. Прежние учебники давали скудные сведения об истории африканского континента, что незаслуженно создавало впечатление примитивности жизни народов, пренебрежительного отношения к ним.

Дополнительная информация на с. 320 может быть предложена учащимся для самостоятельного чтения. После этого возможны такие вопросы: в чем главная мысль этого эпизода? Откуда столько богатств у малийского мансы? Почему богатство и могущество были неразделимы в Средние века?

До наших дней сохранились мастерски выполненные портретные головы царей и придворных, бронзовые рельефы, некогда украшавшие стены дворцовых галерей Бенина. Что примечательно, наряду с изображением на них придворных, воинов, сцен охоты встречаются рельефы португальцев в европейских костюмах. Древнейшая из известных нам африканских культур была открыта в середине ХХ в. в Нигерии, в местечке Нок. В оловянных шахтах были обнаружены почти в натуральную величину из обожженной глины скульптурные портреты и детали фигур, относящиеся к рубежу прошлой и нашей эры. Самыми распространенными в Тропической Африке были скульптурные произведения из дерева, которые создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки. Их вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород. Фигурки редко раскрашивали, обычно только тремя красками — белой, черной и красно-коричневой. Примечательно, что африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставляли непропорционально маленькими. Возраст самых древних скульптурных произведений из дерева, дошедших до нас, не превышает 150—200 лет. Фигурки изготовлялись, видимо, и раньше, но в тропическом климате дерево быстро разрушается. Во многих районах деревянные фигурки делаются и сейчас, но их эстетические достоинства сильно уступают своим предшественникам.

Задание на полях учебника с. 318 можно предложить выполнить двум-трем учащимся во время рассказа учителя или использовать как вид самостоятельной работы всех учащихся на уроке с учебником.

3. Перед началом изложения материала о христианской Эфиопии целесообразно показать Эфиопию на карте и кратко охарактеризовать особенности ее географического положения. Далее учитель рассказывает о средневековой истории Эфиопского государства. По ходу объяснения возможны вопросы и задания: 1. Вспомните, какое из государств древности приняло христианство как государственную религию. 2. Вопрос на полях с. 321. 3. Что могло стать причиной появления легенды о союзе эфиопского и римского императоров, поделивших между собой мир? 4. Чем Эфиопия соответствовала образу «царства Иоанна»? 5. Какое значение для Эфиопии имело соседство с мусульманскими государствами?

Чтобы подчеркнуть жизненность, прочность идеи о «царстве Иоанна», учителю следует упомянуть, что в ХV в. здесь побывало посольство португальского короля, а в начале ХVI в. португальцы оказывали помощь эфиопам, когда египетский султан пытался захватить страну.

4. Педагог отмечает, что речь пойдет о загадочной стране Мономотапе, которую необходимо найти на карте, а затем отметить ее местоположение на контурной карте средневековой Африки. Учитель отмечает, что о существовании этого государства историки узнали из арабских рукописей, где описывалась страна с многочисленными золотоносными рудниками. Цивилизация сохранила о себе память в виде разнообразных архитектурных сооружений, указывающих на высочайший уровень инженерной строительной мысли (с. 321). Так вдали от Европы складывались государства со своеобразной культурой, непонятной для европейцев, позволивших себе прервать ход исторического развития многочисленных народов и государств Африки.

В конце урока педагог предлагает ответить на главный вопрос к параграфу.

Задание на дом: § 33, все виды вопросов и заданий к нему, завершить работу с контурной картой по теме «Африка».

АРАБСКИЙ АВТОР ХVI в. ЛЕВ АФРИКАНСКИЙ

О КОРОЛЕВСТВЕ ТОМБУТТО (ТОМБУКТУ)

В ЗАПАДНОМ СУДАНЕ

Там есть хороший храм, построенный из камня на известковом растворе прекрасным мастером из Гранады, а также выстроенный тем же мастером большой дворец, в коем живет король. В городе этом много лавок ремесленников, купцов и в особенности ткачей, изготовляющих хлопковые ткани. В город прибывают также европейские сукна, привозимые барбарийскими купцами.

Король обладает большим богатством в золотых пластинах и слитках… Двор его хорошо устроен и великолепен… Король содержит около 3 тысяч конных и бесчисленных пехотинцев.

В этом городе много судей, ученых и священнослужителей; все они получают от короля хорошее жалованье. Король весьма почитает ученых людей. Там продается также много рукописных книг, каковые привозят из Барбарии.

В отрывке дается выразительная картина жизни богатого города-государства, живущего во многом за счет транссахарской торговли (упоминаемая Барбария здесь — страны Магриба). Можно предложить школьникам найти в тексте сведения о королевской власти, о влиянии ислама, о культурных связях с мусульманской Гранадой.

ИБН БАТТУТА В АФРИКЕ

Бо́льшая часть письменных источников по истории Африки VII—XV вв. — арабского происхождения. Заинтересованные в торговле со странами Африки, арабы прошли, вероятно, по всем торговым путям континента. Величайшим путешественником мусульманского мира считается Ибн Баттута (1304—1377). За 30 лет странствий он посетил практически все страны ислама, побывал в Золотой Орде, Индии и Китае. Описание его путешествий — первоклассный исторический источник. Два путешествия Ибн Баттуты по Африке соответствуют двум направлениям арабской торговли: сначала он плавал на юг вдоль восточного побережья Африки, а позже по поручению султана Марокко отправился в Мали. Равно занимательно Ибн Баттута описывает двор государя Мали и обычаи африканцев, баобабы и гиппопотамов.

О ПОЛЕЗНОСТИ ВЛАСТИ ГОСУДАРЯ

В некоторых странах Западного Судана существовал интересный обычай. В краткий промежуток между смертью правителя и воцарением его преемника можно было совершать почти любые преступления: переворачивать прилавки торговцев, воровать, грабить. В течение нескольких дней власти намеренно во все это не вмешивались, дабы все подданные убедились, сколь необходима сильная власть государя.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.