logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать систему представлений о средневековой Индии. Продолжать формирование учебной деятельности школьников.

Новые понятия: раджа, каста, варна, пещерные храмы.

I. Текущий контроль усвоения знаний и умений:

1. Чем можно объяснить интерес к книжному слову в позднее Средневековье? 2. В чем гениальность изобретения Гутенберга? 3. Где и почему именно там началось развитие новых ценностей и вкусов в позднее Средневековье? 4. Почему в итальянских городах происхождение не имело такого значения, как прежде? 5. Как преображал человека «городской воздух»? 6. Подумайте, почему эту эпоху до сих пор описывают в восторженных красках. 7. Докладчики рассказывают о деятелях культуры. 8. Как вы оцениваете деятельность гуманистов? 9. Что означает выражение «универсальный человек»? 11. Кто в литературе открыл эпоху Возрождения? 12. Как отразились в живописи, скульптуре и архитектуре идеи гуманизма? 13. Почему имена деятелей Возрождения вызывают живой интерес наших современников? 14. Что нового появилось в западноевропейской культуре ХIV—ХV вв.? (Главный вопрос к § 29.)

II. Игра «Вспомните и назовите». Соотнесите достижения культуры и народы, их создавшие:

1) Ислам; 2) кириллица; 3) корона Святого Стефана; 4) «Песнь о Роланде»; 5) святилище Кааба; 6) руны; 7) христианская религия.

1) Французы; 2) норманны; 3) иудеи; 4) арабы; 5) венгры; 6) византийцы; 7) арабы. (Ответы: 1—7; 2—6; 3—5; 4—1; 5—4; 6—2; 7—3.)

При изучении стран Азии следует учесть, что темы по истории Индии и Китая преемственно развивают курс истории Древнего мира и предыдущие темы курса истории Средних веков, закрепляя уже известные учащимся понятия. Для более эффективного усвоения материала во внеучебное время целесообразно посетить Музей искусства народов Востока либо организовать совместный просмотр альбомов или слайдов по искусству Индии и Китая.

Следует иметь в виду, что история стран Азии, Африки и Америки сознательно дается в учебнике гораздо более сжато, чем история стран Европы. Каждый параграф здесь охватывает многовековую историю огромного региона и потому по необходимости носит более общий характер. В целом в этих параграфах меньше имен и событий, характеризуются лишь наиболее важные черты экономики, общества, государственности и культуры. Для углубленного изучения этих регионов (если будет позволять время) необходимы дополнительные комментарии педагога.

Предлагаем учебную модель (перечень единиц исторических знаний) изучения любой из стран:

1. Географическое положение (границы государства, города, реки, рельеф, климат, природа и растительный мир). 2. Экономическое развитие (основные занятия жителей, достижения материальной культуры, которые обогатили мировую цивилизацию). 3. Социальное развитие (развернутая или краткая характеристика сословий и социальных групп, их образа жизни.) 4. Политическое развитие (характеристика государственного устройства, внешняя политика страны, войны, повлиявшие не только на судьбу этого народа, но и на другие государства). 5. Культурное развитие (развернутая характеристика системы образования, научных знаний, литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Особенности культуры данной страны).

План изучения нового материала:

1. Страна сказочных богатств.

2. Индийская община.

3. Варна и касты.

4. Делийский султанат.

5. Культура средневековой Индии.

1. Изучение первого вопроса нового материала по предложенной дидактической модели можно организовать в виде беседы по карте. С помощью карты учитель рассказывает о географических и природных особенностях страны. Необходимо использовать также карту параграфа «Индия и Китай в ХI—ХV вв.» (с. 294). Учитель предлагает ответить на вопросы, используя карту: 1. Рассмотрите географическую карту и расскажите о географическом положении, о рельефе, климате. 2. На основе знаний по географии и истории, используя карту, расскажите о природе Индии. 3. Какие полезные ископаемые могли добывать в средневековой Индии? 4. Какие части Индии были более населены? 5. Назовите города Индии.

Работа с картой, самостоятельный поиск знаний будут способствовать качественному усвоению особенностей географического положения Индии. Это позволит ребятам понять, какие ремесла были наиболее развиты у индийцев в эпоху Средневековья, что привлекало купцов и путешественников в страну. Кроме того, в результате беседы должно сформироваться представление, что Индия — страна сказочных богатств, которые были не только природными, но и рукотворными.

2. Предваряя объяснение материала об индийской общине, можно предложить вопросы: 1. Вспомните из истории Древнего мира, что заставляло людей объединяться в общины, трудиться сообща. 2. Какие виды общины вы знаете? (Родовая, соседская.) Что их отличало?

Рассказ об индийской общине вызовет интерес у учащихся в том случае, если будет сопровождаться рисунками, иллюстрациями. Образные зарисовки картин жизни средневековой индийской деревни сформируют у ребят необходимые представления. Педагогу важно показать экономическое развитие Индии (основные занятия жителей, достижения материальной культуры, которые обогатили мировую цивилизацию). Следует выделить и подчеркнуть роль общины в жизни индийца. Для наглядности и облегчения восприятия материала, его систематизации педагог по ходу рассказа делает меловой рисунок схемы управления индийской общиной. На доске выписываются также новые понятия, характеризующие общинное устройство: староста, общинный совет, общинная администрация. Функции общины и ее управленческих структур учащиеся должны самостоятельно, на слух выписать в тетрадь в процессе урока.

3. Переходя к рассказу о варнах и кастах, педагог предлагает вспомнить историю возникновения варн в древние времена. Дальнейшая дифференциация общества привела к образованию каст. Каста — это замкнутая группа людей, выполнявшая определенные обязанности и занимавшая в соответствии с этим определенное место в индийском обществе. Учитель записывает определение понятия на доске. Кастовое деление общества обосновывалось религией индийцев, что узаконивало имущественное и кастовое неравенство. Замкнутость каст не была абсолютной, и при определенных усилиях представитель низшей касты мог войти в более высокую касту. Причины выделения новых каст были различны: чаще это происходило по профессиональному признаку, нередко — по религиозному (приверженцы одной секты), иногда — по этническому признаку. Родовые и религиозные различия способствовали живучести варн, затем каст, создавали иллюзию естественной законности социального неравенства. Корпоративность общества сдерживала и социально-экономическое развитие страны, и межэтническую, религиозную неприязнь.

Необходимо показать место и роль религии в поддержке существующей социальной системы. Вместе с тем еще раз следует указать, что некоторые, пусть незначительные, изменения стали вырисовываться. В конце объяснения учитель задает вопрос: что характерно для кастовой системы?

4. Прежде чем приступить к объяснению этой части нового материала, следует обратить внимание учащихся на вопрос на полях с. 293. Распавшаяся империя Гуптов стала легкой добычей арабов, захвативших в VIII в. западную часть Индии.

Агрессия арабов нарастала, к ХII в. ими была завоевана вся северная часть страны, где образовалось обширное мусульманское государство — Делийский султанат. Территория султаната росла. Необходимо отметить, что причиной быстрого завоевания арабами индийских территорий была раздробленность. Позже, в ХIV в., мятежи знати вновь ослабили государство, которому в конце ХIV в. был нанесен сокрушительный удар на этот раз Тимуром. Смута и распри раджей привели к падению Делийского султаната. Далее учащиеся отвечают на вопросы: 1. Каким образом на территории Индии образовался Делийский султанат? 2. Как долго он просуществовал? 3. Что стало причиной его распада?

5. В жизни индийцев большая роль отводилась традиции. Как правило, нравственно положительный идеал оказывался воплощенным в образе справедливого и просвещенного правителя. Как редкое исключение существовал идеал честного и мастеровитого труженика, крестьянина или мастера-умельца, преодолевающего невзгоды. «Падая с неба, вода уходит в землю, и она же поднимается из земли через колодец. Безмерно могуча судьба, но могучи и людские дела», — утверждает древнеиндийский афоризм. Духовная преемственность способствовала небывалому развитию литературы, а соперничество религиозных культов породило разнообразие индийской архитектуры. Буддийские храмы высекали в скалах и горных пещерах, индуистские храмы возводили в виде башен. С ХIII в. стали появляться мусульманские мечети с минаретами, появились мавзолеи. Достижения культуры средневековой Индии были восприняты многими народами Востока. Учащимся предлагается рассмотреть рисунки храмов на с. 295—296 и ответить на вопрос: почему у индийцев появился храм бога Солнца?

Вопросы для закрепления нового материала: 1. Что типично для индийской средневековой культуры? 2. Что определило многообразие средневекового индийского искусства? 3. Какой образ Индии сложился в Средневековье у европейцев? В какой мере он соответствовал действительности? (Главный вопрос § 30.)

Задание на дом: § 30, все виды вопросов и заданий к нему.

ИЗ ИНДИЙСКОЙ КНИГИ

СТИХОТВОРНЫХ АФОРИЗМОВ «ТИРУКУРАЛ»

*

Отвергшим любовь нет цветенья. В душе их пустой

Все мертво, безжизненно, как сухостой.

*

Не помнить о благе — мерзейшее зло на земле.

И высшее благо — не помнить о зле.

*

Не ведает смертный: хоть день проживет ли на свете,

Но замыслов хватит на тысячелетье.

КАЛИДАСА

О жизни Калидасы известно очень мало, и имя его окутано множеством преданий. Считается, что он жил при дворе знаменитого царя Чандрагупты II (380—413). Одна из легенд рассказывает, что Калидаса в юные годы отличался невежеством. Однажды его образованная жена прогнала его из дома. Он провел ночь в храме богини Кали, и та одарила его знанием всех наук и поэтическим даром. Отсюда якобы и имя поэта: Калидаса на санскрите означает «Раб Кали». Традиция приписывает ему множество произведений, а бесспорно принадлежащими ему считаются 3 поэмы и 3 драмы. Наиболее знаменита драма «Шакунтала» — история любви царя Душьянты и девушки-отшельницы Шакунталы. В ХVIII в. Калидаса стал известен в Европе. Удивительно гармоничное видение мира, составляющее основную черту великого поэта, произвело сильнейшее впечатление на Гёте и Шиллера, Карамзина и Тютчева.

РАДЖПУТ УМРЕТ, НО ИМЕНИ СВОЕГО НЕ ОПОЗОРИТ

Такая поговорка до сих пор бытует в части Индии, именуемой Раджастхан. В первые века нашей эры западные районы Индии были захвачены кочевыми племенами. Постепенно слившись с местной знатью, они составили основу военного сословия, получившего название раджпуты («раджпут» означает «царский сын»).

Раждпуты резко отделяли себя от других каст и варн. Даже самый бедный из них не должен был заниматься обработкой земли, ремеслом или торговлей; достойными занятиями считались лишь война и охота. Раджпуты постоянно враждовали между собой. Их можно было истребить, но не покорить, ибо честь была для них важнее жизни. Постепенно сложился кодекс раджпутской чести. Подобно западным рыцарям, раджпуты наиболее ценили такие качества, как доблесть, верность, щедрость, умение вести себя при дворе.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.