logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории; показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриотизма французского народа; сформировать у учащихся яркий образ Жанны д’Арк.

Новые понятия: арбалет, тактика, национальная независимость.

I. Интеллектуальная разминка «Поймай мяч».

Учитель задает краткий вопрос и бросает мяч ребенку, который должен, приняв мяч, ответить на вопрос. После ответа учащийся задает вопрос и бросает мяч своему товарищу. Для отличной отметки требуется три ответа. Неответивший теряет балл. Счет баллов для каждого ученика ведет судейская коллегия из двух человек. Для простоты их работы класс нужно разделить на две части. Вопросы: 1. Кто имел право называться сеньором? 2. Что такое феодальная лестница? 3. Что такое вассальные отношения? 4. Назовите три французские королевские династии. 5. Когда началась Жакерия? 6. Когда произошел раскол христианства? 7. Чем известен Вильгельм Завоеватель? 8. В чем заслуга Альфреда Великого? 9. Где образовалось герцогство Нормандия? 10. Что такое куртуазность? 11. Как назывались военные состязания рыцарей? 12. Как называлась главная башня средневековой крепости? 13. Что такое повинности? 14. Когда и где возник парламент? В конце игры — подсчет судейской коллегией баллов отдельно для каждого ученика.

План изучения нового материала:

1. Путь к войне.

2. Успехи англичан.

3. Франция на краю гибели.

4. Орлеанская дева.

5. Завершение и итоги войны.

1. Объяснение нового материала следует начать с показа на карте территории Франции и английских владений на юго-западе страны, а также Фландрии. Затем раскрывается неблагоприятная династическая ситуация для Франции. В связи с претензиями английского короля на французский престол возникает необходимость вспомнить с учащимися, что такое «Салическая правда» и когда она была записана (вопрос на полях с. 242). Острые противоречия, нежелание идти на уступки друг другу привели монархов Франции и Англии к войне. Каждый из противников имел своих союзников. Сразу следует выяснить с учащимися: почему папы в это время поддерживали Францию? Если позволяет время, следует рассказать о другом союзнике французов — шотландцах (см. ниже). Причины Столетней войны учитель предлагает учащимся записать в тетрадь: 1. Завершению объединения Франции препятствовали английские владения на юго-западе страны. 2. Династические притязания английских монархов. 3. Экономическое и политическое соперничество двух стран, ярко проявившееся во Фландрии.

Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что любая война во все времена характеризуется по определенной схеме, которую следует запомнить: хронологические рамки; причины войны, подготовленность к войне обеих сторон; противники и их союзники; повод; этапы войны; основные события и участники военных действий; итоги войны.

Учащимся необходимо предложить найти на карте (с. 248) владения англичан на юго-западе Франции и Фландрию.

Этапы Столетней войны: 1. 1337—1360 гг. — поражения французской армии, потери территорий. 2. 1369—1396 гг. — успехи французов, возврат почти всех своих владений. 3. 1415—1428 гг. — возобновление войны и установление Англией контроля над значительной частью территории Франции. 4. 1429—1453 гг. — деятельность Жанны д’Арк и перелом в ходе войны; изгнание англичан с территории Франции.

2. Учитель характеризует состояние обеих армий перед началом войны. Изложение материала сочетается с закреплением известных и изучением новых понятий. Должное внимание необходимо уделить поражению французов при Креси и его причинам (см. рис. на с. 244, где отличить французов от англичан помогут как знамена с изображениями лилий у французов и леопардов с лилиями — у англичан, так и вооружение — английские луки против французских арбалетов). Рисунки на с. 243, 246 дополнят представления школьников о вооружении войска того времени. На карте (с. 248) предлагается найти места сражений при Креси и при Пуатье, а также захваченный англичанами важный порт Кале. После этих событий последовал первый мирный договор в 1360 г. Так завершается первый этап, отличительной чертой которого были неудачи французской армии. По ходу объяснения необходимо выполнить задание на полях с. 244 (ответ — «черная смерть»).

3. Продолжая излагать новый материал, учитель говорит о смене монарха во Франции, повлекшей за собой благоприятные перемены в ходе войны, в том числе и изменение тактики. В результате англичане потеряли почти все владения во Франции, которые они имели по договору 1360 г. (учитель показывает на карте, а дети находят эти территории на карте на с. 248). Обе стороны были измотаны военными тяготами и заключили длительное перемирие. Однако распри внутри Франции способствовали возобновлению войны. Все достигнутое почти за полстолетия было утрачено. Франция терпит сокрушительное поражение при Азенкуре (найти на карте). В руках англичан оказывается Северная Франция, даже Париж (демонстрация событий на карте). Важно подчеркнуть, что в этих критических условиях простой народ сохранил стремление к национальной независимости, мужество и волю к победе, без чего последующий перелом был бы невозможен.

Нескольким учащимся можно предложить самостоятельную работу с текстом: составить план пункта 3 «Франция на краю гибели». По окончании объяснения этого пункта учителем детям предлагается зачитать свои варианты планов.

4. Рассказ об Орлеанской деве целесообразно поручить подготовить учащемуся, а по окончании его рассказа — обратиться к тексту письма Жанны д’Арк (документ к параграфу) и прокомментировать его. На с. 247 уместно предложить рассмотреть рисунок с изображением Жанны д’Арк, определить, какие черты характера национальной героини пытался отметить на портрете средневековый художник. Трудные испытания способствовали осознанию французским народом единства, пробудили чувство национального самосознания. На с. 249 рассмотрите потрет короля Карла VII, обязанного Жанне своим троном. В 1920 г. Жанна д’Арк была канонизирована Католической церковью.

5. Педагог подходит к завершению объяснения событий Столетней войны, подведению ее итогов. Свой рассказ учитель сопровождает синхронным показом на карте. Перед началом изложения последнего пункта параграфа вполне уместно будет предложить задание по полях с. 249.

Завершение изложения материала о Столетней войне можно построить по-разному. Например, рассказ учителя может носить вспомогательный характер, если педагог предварительно выпишет на доске в две колонки события завершающего этапа войны и итоги. При этом учителю необходимо подготовить ряд вопросов, ответы на которые помогут учащимся завершить усвоение учебного материала. 1. Что стало переломным моментом в войне? 2. Какое значение для французов имела коронация в Реймсе Карла VII? 3. Какая территория осталась за англичанами? 4. Почему королевская власть во Франции на последнем этапе войны укрепилась? 5. Какие своевременные меры французского короля усилили позиции армии? 6. С какой мечтой пришлось расстаться Англии? 7. Порассуждайте: кто же выиграл в этой войне?

Следующим вариантом завершения темы «Столетняя война» может быть дискуссия по вопросу о причинах победы Франции в Столетней войне.

В конце урока педагог предлагает ответить на главный вопрос к параграфу.

Задание на дом: § 25, ответить на все виды вопросов и заданий к нему. Подготовить инсценировку встречи Орлеанской девы и дофина. Заполнить таблицу «Столетняя война».

(Графу «Итоги войны для Англии» рекомендуется заполнить после изучения § 26.)

Причины войны         Противники и их союзники        Этапы войны и их основные события    Переломные моменты       Итоги войны для Франции         Итоги войны для Англии

БИТВА ПРИ ПУАТЬЕ (ИЗ «НОРМАНДСКОЙ ХРОНИКИ»)

…Было людей у принца свыше 8 тыс. бойцов, из которых он имел около 3 тыс. тяжеловооруженных, а остальных — стрелков… Англичане построились в боевой порядок на большом поле, покрытом виноградниками и обнесенном изгородью, в которой имелось много проломов. Король Иоанн имел до 12 тыс. тяжеловооруженных, но мало других бойцов, а именно стрелков из лука и арбалета… Король Иоанн образовал несколько боевых линий и поручил первую из них маршалам, которые так спешили схватиться с врагом, что линия короля была еще далеко позади, а маршалы прошли уже через изгородь и столкнулись. с англичанами… И тотчас были они разбиты… Вслед за тем подошел герцог Нормандский, имевший очень густую линию тяжеловооруженных… но английские стрелки принялись пускать такую кучу стрел, что линия герцога стала пятиться назад, и тогда англичане перешли в наступление на французов. Тут большое количество людей из боевой линии герцога было убито и взято в плен, многие ушли, а часть соединилась с корпусом короля, который только теперь подходил… Англичане стянули свои ряды и немного перевели дух, а король и его люди прошли большой и длинный путь, что их очень утомило… Тут произошла большая и жестокая битва, и многие англичане поворачивали и убегали, но французы так скучились под жестоким обстрелом лучников, попадавших им в головы, что большинство их не могло сражаться, и они падали один на другого. Тут стало ясно поражение французов.

БЕРТРАН ДЮГЕКЛЕН

После поражений первого периода Столетней войны положение Франции выглядело едва ли не безнадежным. Однако король Карл V, сменивший неудачливого рыцаря Иоанна II, оказался незаурядным правителем. Руководство военными действиями он доверил сравнительно незнатному рыцарю Бертрану Дюгеклену. Некрасивый и не отмеченный изысканными манерами, он отличался огромной силой, храбростью, военным талантом, был бескорыстен и верен своему государю. В отличие от многих рыцарей, видевших в войне лишь повод для воинских забав, Дюгеклен готов был сражаться с врагами своей родины любыми методами, в том числе и партизанскими, и с помощью этой тактики сумел отобрать у англичан почти все их владения во Франции. В истории Столетней войны он остался в тени Жанны д’Арк, но и вокруг его имени сложились народные легенды и рыцарские песни.

БОРЬБА ШОТЛАНДИИ ЗА СВОБОДУ

Естественным союзником Франции в Столетней войне была Шотландия. Там сложилось самостоятельное государство, но английские короли хотели подчинить его. В конце ХIII в. это удалось Эдуарду I, однако шотландцы восстали. В поисках союзников против Англии они заключили в 1295 г. союз с Францией. Героическую борьбу за свободу возглавил национальный герой шотландцев Уильям Уоллес, одержавший первые победы над англичанами. В 1305 г. Уоллес в результате предательства попал в плен к англичанам и был казнен, а сопротивление возглавил Роберт Брюс. Он объявил себя королем Шотландии, а в 1314 г. при Бэннокберне одержал решающую победу. Англичане вынуждены были признать независимость Шотландии. Впоследствии франко-шотландский союз против Англии периодически возобновлялся.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.