logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать у учащихся на уровне представлений, понятий, причинно-следственных связей и закономерностей системное понимание событий, связанных с падением Византии и усилением Османской империи.

Новые понятия: османы, янычары, султан, церковная уния.

I. Текущий контроль усвоения знаний и умений:

1. Назовите причины подъема экономики Польши в ХIV в. 2. Какие обстоятельства и действия монархов обеспечили расцвет экономики Чехии в ХIV в.? 3. Что заставило Польшу и Литву заключить между собой унию? 4. Почему Грюнвальдское сражение иногда называют «битвой народов»? 5. Каковы последствия Грюнвальда для Польши и Литвы? 6. Назовите причины гуситских войн. 7. Кто возглавил движение за церковную реформу в Чехии? Какой характер носило это движение? 8. Что объединяло гуситов? В чем причина их побед? 9. Каких гуситов и почему стали называть таборитами? 10. Кто из гуситов и почему назывался умеренными? 11. Какова судьба Яна Гуса? Подумайте, почему он поступил именно так, а не иначе. Можно ли назвать его героем? Почему? 12. Определите последовательность событий: 1. Образование Польского королевства. 2. Образование Священной Римской империи. 3. Первый Крестовый поход. 4. Гибель Томаса Бекета. 5. Верденский раздел. 6. Второй Крестовый поход. 7. Подчинение Англии Вильгельмом Завоевателем. 8. Правление Альфреда Великого. 9. Третий Крестовый поход. (Ответы: 5—8—2—1—7—3—6—4—9.)

II. Интеллектуальная разминка.

1. Объясните содержание понятий: Средневековье, феодализм, зависимый крестьянин, вассал, ереси, Католическая и Православная церковь, инквизиция, куртуазность, город-республика, аутодафе, готический стиль, крипта, Реконкиста, аркбутаны, централизация, гуситы, табориты.

2. Кто есть кто? Святой Антоний, Ян Гус, святой Бенедикт, Хлодвиг, Карл Великий, Оттон III, Кирилл и Мефодий, Альфред Великий, Уот Тайлер, Папа Григорий VII, Ричард I Львиное Сердце, Фридрих Барбаросса, Иннокентий III, Генрих II Плантагенет, Франциск Ассизский, Томас Бекет, Эдуард III, Генрих VII Тюдор.

3. Укажите тех, кто участвовал в Крестовых походах: 1. Прокопий Кесарийский. 2. Фридрих Барбаросса. 3. Филипп I Август. 4. Генрих II. 5. Ричард I Львиное Сердце. 6. Иоанн Златоуст. 7. Григорий VII. (Ответы: 2, 3, 5.)

План изучения нового материала:

1. Умирающая империя.

2. Болгария и Сербия: несвоевременное ослабление.

3. Держава потомков Османа.

4. В поисках спасения.

5. Падение Константинополя.

1. Приступая к изложению материала, учителю следует организовать вводную беседу (вопросы и ответы необходимо сопровождать показом на карте): 1. Вспомните, какие завоеватели в ХI в. напали с востока на Византийскую империю, отвоевав у нее Малую Азию. 2. Как отразились на судьбе Византии Крестовые походы?

Далее учитель показывает на карте территории Византии в начале ХV в. Необходимо отметить, что непрекращающиеся внутренние смуты, усиление соседних славянских государств ослабляли империю ромеев. Сказывались и тяжелые последствия Четвертого Крестового похода. (Учащимся предлагается вспомнить, когда был Четвертый Крестовый поход и чем он закончился.) В то же время на востоке усиливались турки-османы. В конце ХIV в. турки-османы завоевали Сербию и Болгарию. Ведущие страны Западной Европы в это время переживали не лучшие времена, пытаясь разрешить свои собственные проблемы. Постепенно слабеющая Византия осталась один на один со все более крепнувшим османским государством. Учитель дает задание найти в тексте строки, подтверждающие тяжесть положения империи. Продолжая тему, педагог указывает на то, что, как нередко бывает в такие тяжелые времена, общество стремится осмыслить возникшие проблемы, и это стало одной из причин подъема духовной культуры в данный период.

2. Учитель кратко излагает условия и причины расцвета и ослабления Болгарии и Сербии. Заодно школьникам предлагается вспомнить, когда возникло Первое Болгарское царство. (Вопрос на полях с. 271.)

3. В третьей части параграфа идет объяснение, как образовалась, окрепла держава потомков Османа. Карта на с. 271 наглядно показывает рост Османского государства, его окончательную победу над Византией в 1453 г. Дети должны назвать народы, которые вошли в состав Османской державы в ХIV—ХV вв. В процессе рассказа учителю следует обозначить причины усиления османов. Рассмотрите с детьми рисунок турецкого воина на с. 272, а также на втором форзаце. В своем рассказе педагогу следует особо отметить упорное сопротивление балканских народов османскому игу. Яркий пример — подвиг Милоша Обилича. Дается задание найти на карте (с. 271) Косово поле. Целесообразен вопрос классу: почему Болгария и Сербия стали достаточно легкой добычей для турок-османов? Обратившись к документу, учитель с детьми определяет причины неудачи Крестового похода 1396 г. против турок.

Работа с учебником может носить самостоятельный характер в случае выполнения нового задания на полях с. 273.

4. Следует рассказать ребятам об огромных трудностях, стоявших перед Византией, а также об ее отчаянных действиях с целью предотвратить катастрофу. Европейские правители, Папа Римский осознали, наконец, опасность угрозы с Востока, но предпринятый против турок Крестовый поход закончился провалом. Находясь уже в безнадежном положении, Византия сделала шаг, который, возможно, еще более сократил ряды ее потенциальных защитников: была подписана Флорентийская уния. Чтобы актуализировать усвоенный ранее материал, следует задать вопрос на полях с. 274. В ходе рассказа учитель показывает места событий на карте, акцентируя внимание учащихся на территории государств, которые были втянуты в круг событий. Педагог постепенно выписывает в столбик даты описываемых им событий, возвращается к ним вновь и вновь для эффективности усвоения этих исторических дат учащимися. В завершение рассказа отмечается, что после событий под Варной в 1444 г. Византия осталась без реальных союзников и помочь ей могло лишь чудо.

5. В рассказе о падении Константинополя необходимо подчеркнуть, что к концу ХIV в. власть византийских императоров ограничивалась пределами Константинополя. Император посылал султану дань. Султан Мехмед II Завоеватель основательно готовился к походу на Византию. Обстановку в Константинополе определяли слабость армии, противоречивые отношения с христианскими государствами Европы, несогласованность действий. В апреле 1453 г. столица Византии была блокирована; готовившаяся помощь с Запада опоздала. Осада Константинополя — одна из трагических страниц человеческой истории. Штурм, включивший три атаки османов, принес победу завоевателям. Вскоре разрозненные народы Балканского полуострова также попали под османское иго. Дети должны самостоятельно найти в тексте строки о том, как поступили османы с христианской столицей, ее жителями и святынями.

Далее учащиеся отвечают на вопросы: 1. Когда и почему произошел раздел Римской империи? 2. Когда пала Западная Римская империя? Что стало причиной этого? 3. Почему Византия получила такое название? Учитель обобщает, что Восточная Римская империя (Византия) просуществовала почти на 1000 лет дольше Западной и погибла также под натиском народов, заметно отстававших от нее в своем развитии. Для актуализации приобретенных знаний предлагается ответить на вопрос: какое еще важное событие произошло в 1453 г.?

Педагог отмечает, что активное восприятие и избирательное заимствование византийского культурного наследия народами продолжалось и после исчезновения империи, как в свое время это произошло с римским наследием.

Вопросы для закрепления нового материала: 1. После каких событий Византия не смогла полностью восстановить свое могущество? 2. Что произошло с Сербией и Болгарией в конце ХIV в.? 3. Как образовалось Османское государство? 4. Почему турок стали называть османами? 5. Кто в Азии мог противостоять османам? 6. Почему полумесяц на этот раз оказался сильнее креста? 7. Когда пал Константинополь? 8. В чем причины успехов турок-османов в ХIV—ХV вв.? (Главный вопрос к параграфу.)

Задание на дом: § 28, все виды вопросов и заданий к нему. Составить в тетради хронологическую таблицу событий параграфа. Пользуясь дополнительной литературой, рассказать о судьбе одного из защитников Константинополя (в основе повествовательного рассказа — придуманный сюжет о действиях вымышленного человека, его положении в обществе, роде его занятий). Можно выбрать прием «эффекта присутствия», основанного на прямой речи от первого лица.

СОВРЕМЕННИКИ

О ПАДЕНИИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

1. Византийский историк Дука. «Плач о Константинополе».

О, город, город, глава всех городов! О, город, город, центр четырех сторон света! О, город, город, гордость христиан и гибель варваров! Где красота твоя, рай?.. Где останки святых, где останки мучеников? Где прах великого Константина и других императоров?

2. Польский историк Ян Длугош.

Поражение Константинополя, одновременно и жалкое, и печальное, было огромной победой турок и крайним поражением греков, бесчестием латинян. Благодаря этому католическая вера была задета, религия введена в смущение, имя Христа унижено и оскорблено. Один из двух глаз христианства был вырван, одна из двух рук ампутирована.

3. Из древнерусской «Повести о взятии Константинополя».

О, горе тебе, седьмохолмый, что поганые тобой обладают, ибо сколько благодатей Божьих в тебе просияло, порой прославляя тебя и возвеличивая более всех иных городов, иногда самым различным образом и многократно наказуя и наставляя дивными деяниями и чудесами преславными, порой прославляя победами над врагами, и беспрестанно поучая и к спасению призывая, и жизненным обилием радуя и украшая всячески! Ты же, безумный, отворачивался от Божественной милости к тебе и щедрот и тянулся к злодеяниям и беззаконию. И вот теперь явил Бог Свой гнев на тебя и предал тебя в руки врагам твоим. И кто об этом не восплачет или не зарыдает!

4. Турецкий историк ХVI в. Саад-ад-Дин.

Грабеж продолжался три дня, и не было ни одного воина, который не стал бы богатым благодаря захваченной добыче и рабам. По прошествии же трех дней султан Мехмед запретил под страхом тяжких наказаний продолжать грабеж и резню, которая все еще не утихала. Все повиновались его приказу. Когда наступило полное спокойствие, вместо колокольного звона раздался приятный голос муэдзина, возвещающий пять раз в день час молитвы. Из церквей выбросили идолов, приделали минареты; одним словом, не забыли ничего, чтобы превратить их в места благочестия для мусульман.

МЕХМЕД II ЗАВОЕВАТЕЛЬ

Завоеватель Константинополя был прекрасно образован, бегло говорил, помимо турецкого, еще на пяти языках, усердно занимался науками. Когда в 19 лет он сменил отца на троне, в Европе сначала почувствовали облегчение: не имевший большого опыта в делах управления, он считался и не слишком способным к ним. Однако молодой султан оказался решительным и дальновидным политиком. По отношению к врагам он был безжалостно жесток. Стремление завоевать древнюю столицу ромеев охватило его настолько, что, по словам греческого историка Дуки, «ночью и днем, ложась спать и вставая, в своем дворце и вне его, всю свою заботу полагал на то, какими военными действиями и средствами овладеть Константинополем». Фанатичная приверженность исламу отнюдь не помешала ему тщательно подготовиться к осаде, мобилизовать огромную армию и флот, создать лучшую в Европе артиллерию. Судьба Константинополя была решена.

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОСУДАРИ, КОГДА ТУРКИ ГОТОВИЛИСЬ ВЗЯТЬ КОНСТАНТИНОПОЛЬ

После унизительных поражений под Никополем и Варной ни один правитель не жаждал снова вести войска против турок. Куда удобнее было думать, что мощные стены Константинополя еще долго будут неприступны. У каждого государя были свои проблемы, мешавшие предпринять немедленные действия. Власть германского императора сильно ограничивалась князьями, и он не мог собрать большое войско, необходимое для войны с турками. Больше возможностей в этом плане было у королей Англии и Франции, но обе страны были истощены Столетней войной, и им было не до войн с турками. Много надежд возлагали на герцога Бургундии Филиппа Доброго, но он, видимо, слишком хорошо помнил, как его отец попал в плен при Никополе, и к тому же опасался, что его отсутствием может воспользоваться в своих интересах французский король. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и борьбой с исламом на самом Пиренейском полуострове. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие если не сильной армией, то флотом, не хотели без крайней нужды ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. В результате призывы Пап Римских к Крестовому походу против турок не находили отклика.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.