logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать у учащихся обобщенное представление об условиях развития Польши и Чехии в ХIV—ХV вв. Продолжать формирование понятийного аппарата, общеучебных умений наблюдения, слушания, классификации и обобщения.

Новые понятия: сейм, гуситы, чашники, табориты, умеренные.

I. Текущий контроль усвоения знаний и умений: 1. Какой период в истории Франции можно обозначить как звездный час Бургундии? 2. Что стало причиной борьбы между королем и герцогом Бургундским? Чем эта борьба завершилась? 3. Пользуясь текстом параграфа и документом, охарактеризуйте противников. 4. Почему война Алой и Белой розы началась вскоре после окончания Столетней войны? 5. Назовите причины и результаты войны Алой и Белой розы в Англии. 6. Какими методами была объединена Испания? 7. Заполните на доске таблицу «Укрепление королевской власти в европейских государствах в конце ХV в.». 8. Что общего было в развитии Франции, Англии и Испании во второй половине ХV в.? 9. Как централизация связана с такими понятиями, как: Реконкиста, династическая уния, аутодафе?

II. Игра «Кто лишний?». Соотнесите имя исторического деятеля и его заслугу, определите лишнее имя: 1. Карл Великий. 2. Теодорих. 3. Григорий Турский. 4. Альфред. 5. Вильгельм Завоеватель. 6. Генрих Второй.

1. Король, стремившийся примирить под своей властью римлян и остготов. 2. Франкский историк, описавший правление Хлодвига. 3. Король, надолго задержавший завоевание Англии норманнами. 4. Король из династии Плантагенетов, осуществивший важные военные и судебные реформы. 5. Французский герцог, завоевавший Англию. 6. Правитель, восстановивший империю на Западе.

(Ответы: 1—6; 2—1; 3—2; 4—3; 5—5; 6—4.)

План изучения нового материала: 1. Казимир Великий. 2. Эхо Грюнвальда. 3. «Благороднейшая часть империи». 4. Дело жизни Яна Гуса. 5. Гуситские войны.

1. Учитель кратко излагает важнейшие черты и особенности развития славянских стран Центральной Европы — Польши и Чехии в XIII—XIV вв., постоянно обращая внимание учащихся на карту «Чехия и Польша в ХIV—ХV вв.» на с. 263. Затем предлагается заранее подготовившемуся учащемуся выступить с сообщением о Казимире Великом. Изучая рисунки (с. 262, 264), необходимо спросить у детей, что нового они смогли узнать из рисунков. Рассказывая о Тевтонском ордене, педагог предлагает детям вспомнить, где и когда он возник (вопрос на полях с. 261). По окончании объяснения дети отвечают на вопросы: 1. Какие события произошли в ХIII в. в Центральной Европе? 2. Какие черты характера Казимира Великого вам больше всего запомнились и почему?

2. В этой части урока педагогу необходимо начать объяснение с показа на карте (на с. 263) земель Тевтонского ордена, препятствовавшего нормальному развитию Польши. Учитель рассказывает, как Польша нашла выход из опасной ситуации. В целях качественного усвоения материала целесообразно выстроить логическую цепь событий (тевтонская угроза — поиски Польшей союзников — заключение унии — Грюнвальд как ее результат). Однако дети должны активно принимать участие в работе. Для этого им можно предложить найти в тексте строки о результатах сближения Польши и Литвы. Рассказывая о Грюнвальде, необходимо подчеркнуть его значимость для многих народов; не случайно это сражение вошло в историю как своего рода «битва народов». По окончании рассказа учитель спрашивает: 1. Для чего была заключена уния между Польшей и Литвой? 2. Чем стала известна в истории деревня Грюнвальд? 3. Почему в битве под Грюнвальдом участвовало множество народов?

3. Объяснение материала о расцвете Чехии при Карле IV требует от педагога эмоционального, образного изложения. Рассказ следует сопровождать показом на карте (с. 263).

Предложив детям вспомнить, с какого времени Чехия входила в состав Священной Римской империи, педагог подчеркивает выгоды ее положения в империи, политику императора Карла IV. Опираясь на изображение Карла IV (с. 265), можно предложить детям дать ему краткую характеристику.

По завершении рассказа учителя предлагается ряд вопросов: 1. Покажите на карте Европы Чехию. 2. Как влияло на развитие Чехии ее географическое положение? 3. Какое из европейских государств в ХIV в. считалось «благороднейшей частью империи» и почему?

4. В этой части урока учитель рассказывает о причинах религиозного кризиса, нарастания недовольства духовенством в Чехии. В процессе объяснения целесообразно ставить следующие вопросы: почему «авиньонское пленение» подрывало авторитет пап? В чем причины нарастания недовольства священнослужителями в Чехии?

Учащимся предлагается найти в тексте параграфа строки о взглядах Яна Гуса, о том, как к нему относились власти и простой народ. Следует подчеркнуть, что Гус пользовался в народе огромной популярностью. Далее педагог объясняет, почему Ян Гус уделял столь большое внимание критике католического причастия. В этой связи необходимо вспомнить значение понятий: ересь, еретик. Разбирая взгляды Яна Гуса, желательно изучить на уроке документ к параграфу. В процессе рассказа педагог просит повторить новые понятия урока: гуситы, чашники — и объяснить своими словами их содержание.

В своем рассказе о жизни и смерти Яна Гуса педагог не может обойти историю собора в Констанце и вероломства императора Сигизмунда. Рисунок на с. 266 «Казнь Яна Гуса» поможет шестиклассникам оценить удивительную духовную стойкость Гуса, принявшего за свои убеждения мучительную казнь.

5. Изучение данного пункта целесообразно начать со слов о том, что смерть Гуса не вызвала растерянности в рядах его единомышленников (как ожидали его палачи), а объединила, воодушевила на более решительные действия. Гуситы восторжествовали над своими противниками по всей Чехии, причем в течение 15 лет успешно отбивали все атаки многонациональных крестоносных армий. Следует объяснить причины этих удивительных успехов, не упустив и высокий боевой дух гуситов, и их сплоченность (несмотря на то, что среди гуситов имелись разные течения), и строгость дисциплины, и полководческое искусство Яна Жижки.

Важным дидактическим подспорьем рассказу учителя станут рисунки на с. 267 и карта учебника (с. 263) или атласа, которые облегчат усвоение материала для учащихся.

В конце рассказа учителю необходимо сказать о противоречиях среди гуситов, которые в конечном счете привели к поражению таборитов в сражении 1434 г. под Липанами. Следует подчеркнуть, что говорить о полном поражении гуситов не приходится, так как Папа пошел на невероятную уступку их требованиям: для чехов был разрешен обряд причащения, во всей остальной Европе считавшийся Церковью еретическим.

Вопросы для закрепления нового материала: 1. Почему ХIII в. был тяжелым временем для стран Центральной Европы? 2. В чем проявлялся подъем экономики, культуры Польши в ХIV в.? 3. В чем значение Грюнвальдской битвы? 4. В чем причины, религиозного кризиса в Чехии? 5. Какие обстоятельства способствовали подъему экономики и развитию государственности Польши и Чехии в XIV—XV вв.? (Главный вопрос к параграфу.)

Задание на дом: § 27, все виды вопросов и заданий к параграфу. Разделить пункт 4 «Дело жизни Гуса» на части, озаглавить их. Составить кроссворд с использованием новых понятий § 26—27.

ПОЛЬСКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ИСТОРИК ЯН ДЛУГОШ О КАЗИМИРЕ III

Крестьяне и колонисты жившие под властью рыцарства и шляхты когда их господа и помещики обижали их, обращались к королю, а он разбирал их обиды и с суровой справедливостью вступал на их защиту. Поэтому ни один из панов, даже самых могущественных… не осмеливался самовольно расправляться со своими крестьянами, чинить над ними насилие и несправедливость, ибо король Казимир за каждое беззаконие и злоупотребление назначал суровое наказание. В этом он шляхте казался слишком надоедливым и неприятным, поэтому он не избегнул осуждения и того, что шляхта и рыцарство называли его мужицким королем.

ЯН ЖИЖКА

Чехия услышала о Яне Жижке (ок. 1360—1424) в 1419 г., когда начались гуситские войны. К тому времени этот выходец из мелкого рыцарства был опытным воином, в одной из схваток потерял глаз. В 1420 г. он стал лидером таборитов. Когда войско императора Сигизмунда двинулось на Чехию, на помощь пражанам пришли табориты во главе с Жижкой. В битве на горе Витков под Прагой Жижка разгромил крестоносцев. Он ввел новую военную организацию и новую тактику боя, в которой важная роль принадлежала боевым повозкам гуситов, молниеносно превращавшимся в настоящую крепость. Почти все их войско состояло не из рыцарей, а из простых людей, однако боевой дух гуситов, убежденных в правоте своего дела, был чрезвычайно высок. Выиграв под руководством Жижки несколько сражений подряд, гуситы стали считаться непобедимыми; иной раз враги обращались в бегство, едва заслышав боевые песни гуситов или грохот их повозок. В минуту опасности Жижке всегда удавалось объединять гуситов, несмотря на разногласия между ними. Ранение лишило его зрения, но даже слепым он продолжал выигрывать сражения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Результатом движения была утрата Католической церковью своих владений и влияния в чешском обществе. Гуситская Церковь была более демократичной по устройству и близкой к народу. Гусизм оказался первым в Европе народным движением за реформу Церкви, которое увенчалось победой. Спустя сто лет Реформация, начатая Лютером, продолжила дело гуситов, придав ему общеевропейский масштаб. Хотя гуситское движение не затронуло основ феодального строя, в результате его улучшилось экономическое положение всех слоев чешского общества, несколько сгладились социально-экономические контрасты. Оно способствовало национальному самоутверждению чехов, развитию чешского языка. Однако у движения были и отрицательные стороны. Оно раскололо общество в религиозном отношении, надолго оторвало Чехию от общеевропейского развития, привело к уничтожению шедевров католического искусства и стоило чешскому народу многих жертв. В этой связи вполне объяснимо, что оценка гуситского движения по-прежнему вызывает споры среди историков.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.