logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: путем анализа и сравнения исторического пути Франции, Англии, Испании раскрыть трудности и особенности завершения объединения и начала централизации системы управления в европейских государствах. Продолжать формирование общеучебных умений.

Новые понятия: централизация, Реконкиста, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династическая уния.

I. Текущий контроль знаний и умений:

1. Какие события подвели Англию и Францию к войне? 2. Почему эту войну называют самой долгой в истории? 3. Где сталкивались главным образом интересы двух стран? 4. Расскажите о готовности к войне с обеих сторон. 5. Кого бы вы назвали героями войны? 6. Прокомментируйте этапы войны. 7. Какой из этапов был наиболее успешным для англичан? 8. Каким было вооружение, армия у англичан и французов? 9. Расскажите об основных сражениях войны. 10. Каковы последствия взятия Кале? 11. Почему произошел перелом в войне? 12. Назовите итоги и уроки Столетней войны. 13. Какая тактика французской армии принесла ей долгожданный успех? 14. Почему Франция вскоре после возобновления войны оказалась на краю гибели? 15. Почему Жанну д’Арк назвали Орлеанской девой? 16. Пользуясь картой, изложите ход военных действий. 17. С помощью рисунков учебника составьте рассказ о Столетней войне.

II. Диспут. Эффективной формой закрепления материала о Столетней войне может стать диспут как один из важных видов учебно-познавательной деятельности учащихся. Диспут является одним из средств осмысления знаний, преобразования их в убеждения. Для шестиклассников этот вид деятельности достаточно сложный. Однако элементы культуры дискутирования необходимо формировать в этом возрасте. Учитель называет дискуссионные проблемы по теме (некоторые дидакты и методисты предлагают одну тему), содержащие явные и скрытые противоречия, заставляющие думать, рассуждать учащихся. Проблемы для дискуссии: 1. Можно ли сказать, что эта война была неизбежной? 2. Существует мнение, что французские монархи в годы войны использовали не все возможности для скорой победы. 3. Кто же победитель в Столетней войне?

План изучения нового материала:

1. Звездный час Бургундии.

2. Сеньор против вассала.

3. Война Алой и Белой розы.

4. Объединение Испании.

5. Борьба за единство веры.

1. В начале изложения нового материала отмечается, что, несмотря на завершение войны, победу Франции в этой войне, у французского короля оставалось много проблем, связанных с укреплением своей власти, подчинением феодалов. Рассказывая о том, как сын короля Иоанна II Филипп Храбрый стал герцогом Бургундским, учитель обращает внимание на рис. на с. 251, изображающий пышную гробницу Филиппа Храброго. Гробница подчеркивает величие и независимость герцога. А правнук Филиппа, амбициозный и непредсказуемый Карл Смелый, стал опаснейшим соперником короля Людовика ХI. Учащимся следует предложить найти и показать на карте герцогство Бургундское, выделив его основные части: собственно Бургундию и Нидерланды. Затем предлагается, основываясь на изучении карты, ответить на вопрос: почему владения бургундского герцога имели большое значение для короля? Педагог подчеркивает, что герцогу принадлежали богатейшие земли тогдашней Европы, рассказывает о расцвете культуры Бургундии и Нидерландов (о чем свидетельствуют иллюстрации на с. 251, 252, 254), о рыцарских идеалах, культивировавшихся при бургундском дворе, об ордене Золотого руна (его изображение можно видеть на карте форзаца «Европа в конце ХV в.»).

2. Объяснение целесообразно начать с кратких характеристик основных соперников: Людовика ХI и Карла Смелого (либо предварительно подготавливают сообщение дети). По ходу рассказа предлагается выполнить задание: докажите, что прозвище Паук было верной характеристикой для короля. Следующим предлагается вопрос о Карле: какие качества характера мешали герцогу осуществить задуманное? Документ подчеркивает противоречивость черт характера Карла Смелого и Людовика ХI (см. рис. на с. 254). Спросить у ребят, какие черты помогали им в достижении цели, а какие — мешали. Карта на с. 253 наглядно демонстрирует важность присоединения бургундских земель к королевским владениям. После этого необходимо отметить, что действия короля Франции были нацелены на завершение объединения страны и централизацию управления ею (содержание понятия объясняется и закрепляется тут же). Подчеркивается, что объединение Франции в основном завершилось именно при Людовике ХI (1461—1483 гг.), с феодальной раздробленностью было покончено. Королевские налоги и суд распространились на всю территорию страны.

По завершении изложения учащимся предлагаются вопросы: 1. В чем преимущества объединенной страны, а в чем недостатки? 2. Рассмотрите рисунки параграфа и скажите, что нового из них вы узнали о Бургундском герцогстве.

3. Рассказывая о последствиях Столетней войны для Англии, следует особо остановиться на междоусобной войне Алой и Белой розы, продолжительном периоде смуты. Аристократические кланы объединились вокруг двух соперничавших родов — Йорков и Ланкастеров. Подробнее необходимо остановиться на описании сражения под Босуортом, его итогах. Подчеркивается, что после жестоких битв с приходом к власти Генриха VII Тюдора, соединившего в своем гербе Алую и Белую розы, сопротивляться его усилившейся власти было почти некому. Поэтому при Генрихе Тюдоре произошло дальнейшее усиление королевской власти в Англии. Рисунки проиллюстрируют рассказ учителя, углубят его. Портреты Ричарда III (с. 255) и Генриха VII Тюдора (с. 256) особенно будут кстати при объяснении событий под Босуортом. Рисунок Тауэра на с. 256 напомнит детям о судьбе племянников Ричарда III, а затем учитель расскажет об установлении неограниченной королевской власти. Уместно при этом вспомнить с учащимися, когда, в правление какого короля установилась в Англии сословно-представительная монархия.

По окончании объяснения учащиеся отвечают на вопросы: 1. Что стало причиной смуты в Англии? 2. Почему тридцатилетняя междоусобная война в Англии была названа войной Алой и Белой розы? 3. Кто и почему стал победителем в этой войне?

4. Выстраивая рассказ об объединении Испании, учитель подчеркивает, что оно происходило в условиях Реконкисты, и кратко рассказывает о ней, используя карту на с. 257. Следует отметить культурную и социально-экономическую значимость этого явления, отнюдь не сводящегося к военным и политическим событиям. Очень важно, чтобы дети вспомнили замечательные достижения арабской культуры в Испании (в частности, дворец Альгамбра в Гранаде, на что нацеливает вопрос на полях с. 257). Далее учитель переходит к вопросу о династической унии Кастилии и Арагона, ставшей важнейшим шагом на пути объединения Испании. Рисунки, изображающие испанских монархов и одну из их резиденций (с. 258), дополнят объяснение педагога. В процессе рассказа важно выделить особенности централизации в Испании. Для проверки усвоения нового материала учащимся предлагаются вопросы: 1. Что такое Реконкиста? 2. Почему Реконкиста затянулась? 3. Какое значение для народа Испании имело ее объединение?

5. Начиная объяснение этой части, учителю следует актуализировать ранее приобретенные знания школьников о судьбе иудеев в христианской Европе (см. § 24, п. 2). Важно подчеркнуть, что преследования иудеев в Испании ХV в. объясняются не национальным характером испанцев и что, напротив, христианская Испания дольше многих западноевропейских стран оставалась бастионом веротерпимости (что в целом характерно и для мусульманской Испании). Именно поэтому, рассказывая об изгнании иудеев из Испании в 1492 г., важно задать вопрос на полях с. 259 и обсудить ответ на него. Это было уже то время, когда крепнувшая королевская власть, преодолевая раздробленность, стремилась к быстрой и возможно более полной ассимиляции общин иноверцев. Международная обстановка — успешное наступление турок-османов (о котором речь пойдет в § 28) и нарастание мусульманской угрозы для всей христианской Европы — также требовала от испанских монархов решительных действий. Именно в этих условиях, умноженных на разного рода социально-экономические проблемы, фанатичная нетерпимость католических проповедников находила отклик в народе, и особенно среди тех, кто считал себя жертвой экономической активности иноверцев. Все это также побуждало власти отказаться от политики веротерпимости. В этой связи следует вспомнить значение понятия «инквизиция», а также объяснить новое понятие «аутодафе».

Далее учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: 1. Почему на территории Испании проживали мусульмане? 2. Почему религиозные преследования иноверцев в Испании начались именно в ХIV в.? 3. Каковы причины религиозной нетерпимости в Испании? 4. Кто осуществлял религиозные преследования: светская власть или Церковь? 5. Какие меры применялись против не желавших принять крещение?

Вопросы для закрепления нового материала:

1. Покажите на карте территорию Франции, Англии, Испании к концу ХV в. 2. Какие проблемы возникли у французского короля с окончанием Столетней войны? 3. Чем ознаменовалось окончание Столетней войны в Англии? 4. Что способствовало объединению Испании? 5. Как объединение Испании сказалось на судьбе испанских иудеев и мусульман? 6. Что общего было в развитии Франции, Англии и Испании во второй половине ХV в.? (Главный вопрос к параграфу.)

Задание на дом: § 26, все виды вопросов и заданий к нему. Заполнить таблицу «Укрепление королевской власти в европейских государствах в конце ХV в.». Опережающее задание ученику: подготовить сообщение о Казимире Великом.

Страна       Главная цель, стоявшая перед королевской властью Пути ее достижения         Что препятствовало объединению страны Итоги

Франция                              

Англия                                 

Испания                               

ИЗ ЗАВЕЩАНИЯ

ИЗАБЕЛЛЫ КАСТИЛЬСКОЙ (1504 г.)

Желаю и предписываю, чтобы все содержащееся в этом моем завещании и в каждой из его частей признавалось, выполнялось и соблюдалось на деле и сполна, несмотря на любые законы… а также на любые присяги, договоры, оммажи, обещания и прочие любые гарантии, обеты и заверения любого рода любых лиц, данные ими как королю, моему господину, и мне, так и любым другим лицам, духовным или светским; посему я по собственному побуждению, в твердом сознании и абсолютной королевской властью, которой в этой части желаю воспользоваться и пользуюсь, освобождаю от этого и от каждой части этого и упраздняю… названные присяги, договоры, оммажи, обещания и гарантии… данные и совершенные в любой форме…

Завещание королевы Изабеллы — важное свидетельство усиления королевской власти, преодолевающей любые препятствия на своем пути, в том числе законные. Особенно выразительно неоднократное упоминание в завещании «королевской власти».

ФИЛИПП ДЕ КОММИН

Филипп де Коммин (1447—1511), автор знаменитых мемуаров, из которых историки черпают множество сведений о Франции конца ХV в. и особенно о борьбе Людовика ХI с Карлом Смелым, с юношеских лет находился на службе у Карла Смелого, стал одним из его доверенных советников. Постепенно он все отчетливее осознавал слабые стороны герцога и к тому же не раз пострадал от его вспыльчивости и грубости (однажды тот даже ударил своего советника сапогом по лицу). Во время переговоров Карла с Людовиком последний произвел на Коммина сильнейшее впечатление своим проницательным умом и трезвой расчетливостью. Посулив Коммину прочное положение при своем дворе и материальные блага, король привлек его на свою сторону, и в 1472 г. тот бежал к Людовику, став его незаменимым советником по всем делам, связанным с Бургундией. Но после победы над Карлом Смелым король охладел к своему советнику и убрал его с первых ролей. Отстраненный от дел, Коммин в конце ХV в. написал мемуары. Глубже других авторов своей эпохи он проник в скрытые пружины политики, характеризуя исторические события глубоко и всесторонне. Он старался понять объективные причины событий, прокладывая тем самым пути для последующего развития исторической мысли.

РЫЦАРСКИЙ ПРАЗДНИК

ПРИ ДВОРЕ КАРЛА СМЕЛОГО

По случаю бракосочетания Карла Смелого в Брюгге состоялся рыцарский праздник. Его тема, почерпнутая из рыцарских романов, была задана в письме, которое герцог получил от «принцессы Неведомого острова». Та извещала, что подарит свою милость тому, кто, сразившись с «рыцарем Золотого дерева», освободит великана, плененного карликом. В схватках приняли участие многие рыцари, в том числе и Филипп де Коммин, но характерно, что об этом он не оставил воспоминаний, рано поняв, сколь далека такая игра от реальной жизни.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.