logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Первый вариант планирования 
Класс делится на пары. Для каждой пары учитель называет столетие (с IX по XIX).
Задания парам. 

1. Посоветуйтесь и определите ключевое событие столетия. Аргументируйте свой выбор. (Можно изменить задание, предложив учащимся выбрать личность столетия.) 

2. Придумайте и изобразите рекламу столетия (рисунок, плакат, рекламный слоган, «живую скульптуру» и т. д.).
Этапы работы
Первый этап. Работа в парах (до 10 мин).
Второй этап. Презентация. Пара объясняет, какое событие столетия считает определяющим, ключевым (до 1 мин) и демонстрирует свою рекламу (до 30 мин).
Третий этап. Класс определяет победителей (5 мин). 

Второй вариант планирования 
Проводится групповая работа. Класс делится на 9 групп экспертов по проблемам: развитие государства, совершенствование законодательства, правовое положение сословий, конфликтология, дипломатия, военное дело, культура, внешняя политика, экономика.
Задание группам. Определите этапы развития явлений и процессов, соответствующих вашей сфере, в России с IX по XIX в. Результаты работы представьте в графической форме.

      Этапы работы
      Первый этап. Работа в группах (до 10 мин).
      Второй этап. Презентация результатов работы. Ответы на вопросы (до 30 мин).
      Третий этап. Заключительное слово учителя (5 мин.). 
Третий вариант планирования 
Организуется работа с учебниками Н. С. Борисова (введение, заключение) и А. А. Левандовского (заключения к разделам). Учитель обращает внимание, что Россия в IX—XIX вв. прошла длительный путь от традиционного общества до бурного развития модернизационных процессов. Демонстрируется таблица «Процесс модернизации» (раздаточный материал).
 Задание. Определите, какие критерии характеризуют модернизацию в России. Подтвердите фактами свою точку зрения.

Процесс модернизации       

Начало модернизации

Раннее (XVII в.). Завершение промышленного переворота в первой половине XIX в.

Более позднее (XVIII в.). Завершение промышленного переворота в основных отраслях во второй половине XIX в.

Путь перехода к модернизации

Революционный, эволюционный

Реформистский

Основные факторы модернизации

Внутренние — модернизация «изнутри», предпосылки модернизации складываются в первую очередь в экономической сфере

Внутренние — модернизация «изнутри» под воздействием «демонстрационного эффекта» извне. Предпосылки модернизации не вызрели

Темпы модернизации

Естественные, нефорсированные

Быстрые, форсированные

Характер модернизации

Естественный, модернизация развивается как результат разрешения внутренних противоречий

Догоняющий. Государство играет решающую роль в развитии модернизационных процессов

      В ходе беседы формулируется вывод: модернизация в России достигла значительных позитивных результатов. В сжатые сроки была создана достаточно мощная промышленность, развивалась рыночная экономика, возникли элементы гражданского общества и правового государства. Россия стала частью мировой хозяйственной системы, заняв в ней по общему объему промышленной продукции пятое место.
      Но основные задачи модернизации не были выполнены в полном объеме. В ходе модернизационных процессов возникли новые противоречия, которые наложились на нерешенные проблемы традиционного общества. Это ставило под угрозу социально-политическую стабильность России, было чревато политическими взрывами.

      Дополнительный материал для учителя

Особенности модернизации в России

      1. Инициировав модернизацию «сверху», российская власть действовала в русле западноевропейского развития. Эта тенденция достаточно отчетливо просматривается со времен Петра I. Самодержавный режим, будучи одним из архаичных в Европе, действовал по европейскому образцу. 
      2. Из-за нехватки средств усиливалось бремя налогов, поэтому население с ужасом относилось к любым экспериментам, идущим «сверху». В традиционном сознании уже давно и прочно сложился стереотип: «Новые преобразования — новые налоги». 
      3. Власть подходила к реформам не системно, а выборочно, отдавая предпочтение тем из них, которые должны были укреплять государственную мощь империи, усиливать авторитет верховной власти. Так, реформы по демократизации затягивались, в экономике ставку делали на создание крупной промышленности в ущерб средней, мелкой и особенно кустарной, на которые обычно не хватало финансов. 
      4. Опираясь на государственный сектор экономики, самодержавие надеялось, что ему удастся в кратчайшие сроки совершить необходимые преобразования, на которые в европейских странах ушли века. Это потребовало гигантских материально-технических ресурсов, финансовых средств и напряженного народного труда. В результате модернизация в России приобрела спонтанный, скачкообразный характер, осуществлялась волевыми усилиями без учета общественного мнения и способности населения адаптироваться к быстрым изменениям. 
      5. Проводя индустриализацию, власти слабо осознавали социальные последствия. Законодательство тормозило формирование классов современного гражданского общества. Характерно, что новые слои населения, как и традиционные, стремились во что бы то ни стало приспособиться к центральным и местным властным структурам, с одной стороны, рассчитывая на их поддержку в «проталкивании» своих дел (не гнушаясь при этом дачей взяток), а с другой — не имея собственных сил и опыта улаживания социальных конфликтов. 
      6. Российская модернизация вела не к нивелировке положения различных социальных слоев и созданию среднего класса, а к дальнейшему социальному расслоению российского общества, увеличению доли малоимущих и неимущих слоев. 
      7. Модернизация в полиэтничной России рано или поздно должна была поставить на повестку дня национальный вопрос. 
      8. Господствующая православная церковь непоколебимо и последовательно отстаивала нравственно-этические ценности христианства, стремилась «отгородить» свою паству от проникавших с Запада атеистических идей и других «модных» рационалистических влияний. 
      9. Авторитарный режим стремился во что бы то ни стало сохранить за собой монополию на власть, монополию на казенную и дворянскую собственность, которые являлись его мощной экономической основой, а также удержать в руках административно-полицейского аппарата контроль за своими подданными. 
      10. В результате ни традиционные, ни новые слои населения так и не смогли создать собственные устойчивые и активные политические партии, предпочитая добиваться защиты своих интересов через сословно-корпоративные организации, а также через личные связи и знакомства с представителями бюрократии. 
      11. Всесословная интеллигенция, находившаяся с момента своего возникновения в оппозиции к власти, считала себя единственным выразителем передовых идей, ведущих тенденций общественного прогресса, представителем интересов народа и т. п. Рассматривая себя в качестве духовной элиты нации, интеллигенция, как и бюрократия, претендовала на ведущую роль в общественно-политической жизни страны.

Проверяем знания

      1. Определите, какие из перечисленных ниже событий непосредственно относятся к подготовке и проведению отмены крепостного права:
      A) реформа государственных крестьян П. Д. Киселева
      Б) описание помещичьих имений в Белоруссии и на правобережной Украине
      B) учреждение комитетов из помещиков в западных губерниях 
      Г) указ об обязанных крестьянах
      Д) создание Главного комитета по крестьянскому делу
      Е) учреждение Редакционных комиссий
      Укажите верный ответ.
      1) А Б Г 
      2) Б Д Е          
      3) В Д Е          
      4) А В Г
      2. Определите, что из перечисленного сохранилось после проведения реформ 60—70-х гг. XIX в.:
      A) личная зависимость крестьян от помещиков
      Б) временнообязанное состояние крестьян
      B) земельный надел, который был в пользовании крестьянина до реформы
      Г) вотчинная власть помещика над крестьянским миром
      Д) рекрутская повинность
      Е) крестьянская община
      Укажите верный ответ.
      1) А Д Е    
      2) Б Е              
      3) Б В Е             
      4) Г Е
      3. С судебной реформой 1864 г. было связано понятие:
      1) состязательный процесс
      2) мировой посредник
      3) уставная грамота
      4) гласные
      4. Определите, что из перечисленного утвердилось в России в результате проведения военных реформ второй половины XIX в.:
      A) военные поселения
      Б) военные округа
      B) рекрутские наборы
      Г) всеобщая воинская повинность
      Д) призыв в армию всех народов Российской империи
      Е) юнкерские училища для детей из всех сословий
      Укажите верный ответ.
      1) А В Е    
      2) Б Г Е           
      3) Б Г Д          
      4) А В Д
      5. Промышленный переворот в России завершился:
      1) в 50-е гг. XIX в.            
      2) в 60—70-е гг. XIX в.    
      3) в 80-е гг. XIX в.
      4) к 1913 г.
      6. Нигилизм как течение в общественном движении существовал в России:
      1) в 50-е гг. XIX в.            .
      2) в 60-е гг. XIX в.           
      3) в 70-е гг. XIX в
      4) на рубеже XIX—XX вв.
      7. К революции как «науке разрушения», в которой цель оправдывает средства, призывал в работе «Катехизис революционера»:
      1) А. И. Герцен                  
      2) Н. Г. Чернышевский     
      3) С. Г. Нечаев
      4) Е В. Плеханов
      8. Ограничение прав земств, право вводить «исключительное положение», расширение полномочий департамента полиции, лишение университетов автономии, карательная цензура, укрепление позиций дворянства характеризуют политику:
      1) Александра I                 
      2) Николая I                     
      3) Александра II 
      4) Александра III 
      9. Военные действия между Россией и Турцией в 1877—1878 гг. закончились подписанием:
      1) Сан-Стефанского мирного договора
      2) Парижского мирного договора
      3) Адрианопольского мирного договора
      4) Ункяр-Искелессийского трактата
      10. Итоги русско-турецкой войны 1877—1878 гг. были пересмотрены:
      1) при заключении Адрианопольского перемирия
      2) на Берлинском конгрессе
      3) в ходе Лондонской международной конференции
      4) при подписании австро-русской конвенции в Будапеште
      11. Продвижение Российской империи в Среднюю Азию во второй половине XIX в. вызывало активное противодействие и обостряло отношения с:
      1) Австро-Венгрией         
      2) Великобританией         
      3) Османской империей
      4) Францией
      12. Присоединение Средней Азии к Российской империи завершилось в царствование:
      1) Николая I
      2) Александра II
      3) Александра III 
      4) Николая II 
      13. Даты 1858, 1860, 1879, 1881 связаны с:
      1) российско-японскими отношениями
      2) продажей Аляски и Алеутских островов США
      3) историей Кавказской войны
      4) российско-китайскими отношениями

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.