Первый вариант планирования
Класс делится на пары. Для каждой пары учитель называет столетие (с IX по XIX).
Задания парам.
1. Посоветуйтесь и определите ключевое событие столетия. Аргументируйте свой выбор. (Можно изменить задание, предложив учащимся выбрать личность столетия.)
2. Придумайте и изобразите рекламу столетия (рисунок, плакат, рекламный слоган, «живую скульптуру» и т. д.).
Этапы работы
Первый этап. Работа в парах (до 10 мин).
Второй этап. Презентация. Пара объясняет, какое событие столетия считает определяющим, ключевым (до 1 мин) и демонстрирует свою рекламу (до 30 мин).
Третий этап. Класс определяет победителей (5 мин).
Второй вариант планирования
Проводится групповая работа. Класс делится на 9 групп экспертов по проблемам: развитие государства, совершенствование законодательства, правовое положение сословий, конфликтология, дипломатия, военное дело, культура, внешняя политика, экономика.
Задание группам. Определите этапы развития явлений и процессов, соответствующих вашей сфере, в России с IX по XIX в. Результаты работы представьте в графической форме.
Этапы работы
Первый этап. Работа в группах (до 10 мин).
Второй этап. Презентация результатов работы. Ответы на вопросы (до 30 мин).
Третий этап. Заключительное слово учителя (5 мин.).
Третий вариант планирования
Организуется работа с учебниками Н. С. Борисова (введение, заключение) и А. А. Левандовского (заключения к разделам). Учитель обращает внимание, что Россия в IX—XIX вв. прошла длительный путь от традиционного общества до бурного развития модернизационных процессов. Демонстрируется таблица «Процесс модернизации» (раздаточный материал).
Задание. Определите, какие критерии характеризуют модернизацию в России. Подтвердите фактами свою точку зрения.
Процесс модернизации
Начало модернизации |
Раннее (XVII в.). Завершение промышленного переворота в первой половине XIX в. |
Более позднее (XVIII в.). Завершение промышленного переворота в основных отраслях во второй половине XIX в. |
Путь перехода к модернизации |
Революционный, эволюционный |
Реформистский |
Основные факторы модернизации |
Внутренние — модернизация «изнутри», предпосылки модернизации складываются в первую очередь в экономической сфере |
Внутренние — модернизация «изнутри» под воздействием «демонстрационного эффекта» извне. Предпосылки модернизации не вызрели |
Темпы модернизации |
Естественные, нефорсированные |
Быстрые, форсированные |
Характер модернизации |
Естественный, модернизация развивается как результат разрешения внутренних противоречий |
Догоняющий. Государство играет решающую роль в развитии модернизационных процессов |
В ходе беседы формулируется вывод: модернизация в России достигла значительных позитивных результатов. В сжатые сроки была создана достаточно мощная промышленность, развивалась рыночная экономика, возникли элементы гражданского общества и правового государства. Россия стала частью мировой хозяйственной системы, заняв в ней по общему объему промышленной продукции пятое место.
Но основные задачи модернизации не были выполнены в полном объеме. В ходе модернизационных процессов возникли новые противоречия, которые наложились на нерешенные проблемы традиционного общества. Это ставило под угрозу социально-политическую стабильность России, было чревато политическими взрывами.
Дополнительный материал для учителя
Особенности модернизации в России
1. Инициировав модернизацию «сверху», российская власть действовала в русле западноевропейского развития. Эта тенденция достаточно отчетливо просматривается со времен Петра I. Самодержавный режим, будучи одним из архаичных в Европе, действовал по европейскому образцу.
2. Из-за нехватки средств усиливалось бремя налогов, поэтому население с ужасом относилось к любым экспериментам, идущим «сверху». В традиционном сознании уже давно и прочно сложился стереотип: «Новые преобразования — новые налоги».
3. Власть подходила к реформам не системно, а выборочно, отдавая предпочтение тем из них, которые должны были укреплять государственную мощь империи, усиливать авторитет верховной власти. Так, реформы по демократизации затягивались, в экономике ставку делали на создание крупной промышленности в ущерб средней, мелкой и особенно кустарной, на которые обычно не хватало финансов.
4. Опираясь на государственный сектор экономики, самодержавие надеялось, что ему удастся в кратчайшие сроки совершить необходимые преобразования, на которые в европейских странах ушли века. Это потребовало гигантских материально-технических ресурсов, финансовых средств и напряженного народного труда. В результате модернизация в России приобрела спонтанный, скачкообразный характер, осуществлялась волевыми усилиями без учета общественного мнения и способности населения адаптироваться к быстрым изменениям.
5. Проводя индустриализацию, власти слабо осознавали социальные последствия. Законодательство тормозило формирование классов современного гражданского общества. Характерно, что новые слои населения, как и традиционные, стремились во что бы то ни стало приспособиться к центральным и местным властным структурам, с одной стороны, рассчитывая на их поддержку в «проталкивании» своих дел (не гнушаясь при этом дачей взяток), а с другой — не имея собственных сил и опыта улаживания социальных конфликтов.
6. Российская модернизация вела не к нивелировке положения различных социальных слоев и созданию среднего класса, а к дальнейшему социальному расслоению российского общества, увеличению доли малоимущих и неимущих слоев.
7. Модернизация в полиэтничной России рано или поздно должна была поставить на повестку дня национальный вопрос.
8. Господствующая православная церковь непоколебимо и последовательно отстаивала нравственно-этические ценности христианства, стремилась «отгородить» свою паству от проникавших с Запада атеистических идей и других «модных» рационалистических влияний.
9. Авторитарный режим стремился во что бы то ни стало сохранить за собой монополию на власть, монополию на казенную и дворянскую собственность, которые являлись его мощной экономической основой, а также удержать в руках административно-полицейского аппарата контроль за своими подданными.
10. В результате ни традиционные, ни новые слои населения так и не смогли создать собственные устойчивые и активные политические партии, предпочитая добиваться защиты своих интересов через сословно-корпоративные организации, а также через личные связи и знакомства с представителями бюрократии.
11. Всесословная интеллигенция, находившаяся с момента своего возникновения в оппозиции к власти, считала себя единственным выразителем передовых идей, ведущих тенденций общественного прогресса, представителем интересов народа и т. п. Рассматривая себя в качестве духовной элиты нации, интеллигенция, как и бюрократия, претендовала на ведущую роль в общественно-политической жизни страны.
Проверяем знания
1. Определите, какие из перечисленных ниже событий непосредственно относятся к подготовке и проведению отмены крепостного права:
A) реформа государственных крестьян П. Д. Киселева
Б) описание помещичьих имений в Белоруссии и на правобережной Украине
B) учреждение комитетов из помещиков в западных губерниях
Г) указ об обязанных крестьянах
Д) создание Главного комитета по крестьянскому делу
Е) учреждение Редакционных комиссий
Укажите верный ответ.
1) А Б Г
2) Б Д Е
3) В Д Е
4) А В Г
2. Определите, что из перечисленного сохранилось после проведения реформ 60—70-х гг. XIX в.:
A) личная зависимость крестьян от помещиков
Б) временнообязанное состояние крестьян
B) земельный надел, который был в пользовании крестьянина до реформы
Г) вотчинная власть помещика над крестьянским миром
Д) рекрутская повинность
Е) крестьянская община
Укажите верный ответ.
1) А Д Е
2) Б Е
3) Б В Е
4) Г Е
3. С судебной реформой 1864 г. было связано понятие:
1) состязательный процесс
2) мировой посредник
3) уставная грамота
4) гласные
4. Определите, что из перечисленного утвердилось в России в результате проведения военных реформ второй половины XIX в.:
A) военные поселения
Б) военные округа
B) рекрутские наборы
Г) всеобщая воинская повинность
Д) призыв в армию всех народов Российской империи
Е) юнкерские училища для детей из всех сословий
Укажите верный ответ.
1) А В Е
2) Б Г Е
3) Б Г Д
4) А В Д
5. Промышленный переворот в России завершился:
1) в 50-е гг. XIX в.
2) в 60—70-е гг. XIX в.
3) в 80-е гг. XIX в.
4) к 1913 г.
6. Нигилизм как течение в общественном движении существовал в России:
1) в 50-е гг. XIX в. .
2) в 60-е гг. XIX в.
3) в 70-е гг. XIX в
4) на рубеже XIX—XX вв.
7. К революции как «науке разрушения», в которой цель оправдывает средства, призывал в работе «Катехизис революционера»:
1) А. И. Герцен
2) Н. Г. Чернышевский
3) С. Г. Нечаев
4) Е В. Плеханов
8. Ограничение прав земств, право вводить «исключительное положение», расширение полномочий департамента полиции, лишение университетов автономии, карательная цензура, укрепление позиций дворянства характеризуют политику:
1) Александра I
2) Николая I
3) Александра II
4) Александра III
9. Военные действия между Россией и Турцией в 1877—1878 гг. закончились подписанием:
1) Сан-Стефанского мирного договора
2) Парижского мирного договора
3) Адрианопольского мирного договора
4) Ункяр-Искелессийского трактата
10. Итоги русско-турецкой войны 1877—1878 гг. были пересмотрены:
1) при заключении Адрианопольского перемирия
2) на Берлинском конгрессе
3) в ходе Лондонской международной конференции
4) при подписании австро-русской конвенции в Будапеште
11. Продвижение Российской империи в Среднюю Азию во второй половине XIX в. вызывало активное противодействие и обостряло отношения с:
1) Австро-Венгрией
2) Великобританией
3) Османской империей
4) Францией
12. Присоединение Средней Азии к Российской империи завершилось в царствование:
1) Николая I
2) Александра II
3) Александра III
4) Николая II
13. Даты 1858, 1860, 1879, 1881 связаны с:
1) российско-японскими отношениями
2) продажей Аляски и Алеутских островов США
3) историей Кавказской войны
4) российско-китайскими отношениями