logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

Сюита (франц. suite — последовательность) — цикличе­ская музыкальная форма, состоящая из нескольких кон­трастных частей или законченных пьес, разнообразных по содержанию и построению и следующих одна за другой по принципу контраста. Первоначально такие контрастные му­зыкальные пьесы объединялись назначением: это были тан­цы, все в одной тональности, примерно одной Протяженно­сти.

В народной музыке сюита и существует как последова­тельность различных танцев. Профессиональная сюита заро­дилась в XVI веке в Италии как последовательность, объе­динение двух танцевальных пьес: медленной хороводной  и более подвижной гальярды.

Подробнее...

Сюрреализм — авангардистское направление в художе­ственной культуре XX века. Теоретически и организацион­но сюрреализм сложился во Франции к середине двадцатых годов, возникнув первоначально как литературное течение, зародившись на почве дадаизма и постепенно его поглотив. Просуществовал практически на протяжении всего XX века, примерно до семидесятых годов, оказав влияние как на ев­ропейскую, так и на американскую культуру. Существует мнение, что вместе с экспрессионизмом и абстрактным ис­кусством он характеризует важнейшие черты художествен­ного мышления столетия.

Подробнее...

У всех народов мира с древнейших времен существовали праздники, связанные с различными массовыми действами. Эти праздники и дали жизнь драме и театру. В их основе лежит диалог между хором и запевалой, из которого со вре­менем и выросло драматическое действие. Таким образом, с самых своих истоков театр — искусство народное, возник­шее как необходимая часть духовной жизни людей. Поэто­му и возник он в разных местах независимо друг от друга.

История европейского театра начинается с Древней Гре­ции. Понятие «античный театр» включает в себя театральное искусство Древней Греции и Древнего Рима. Его история охватывает почти целое тысячелетие — с конца VI в. до н.э. по IV в. н.э. С самого начала античный театр существовал как массовое зрелище, предназначенное для большого коли­чества зрителей.

Подробнее...

Театрализованные представления появились в Древней Индии еще в начале второго тысячелетия до нашей эры. Любопытно, что их основные жанры дошли до нас практи­чески в неизмененном виде. В традиционном индийском театре существует два основных жанра — лила и якшагана.

По форме лила ближе всего к музыкально-танцевальной драме, ее представления строились на основе текстов из эпических сказаний «Махабхараты» и «Рамаяны». Эти гран­диозные спектакли иногда длилась целыми месяцами. Ни­каких декораций в этом театре не было. Перед зрителями находились лишь актеры, одетые в яркие костюмы и особые маски. Оформление каждого костюма было строго регла­ментированным, все детали имели свое значение. Любопыт­но, что содержание пьес актер передавал не только словами, но и с помощью жестов. Заданные положения рук соответ­ствовали определенным чувствам.

Подробнее...

Становление китайского театра относится к XII веку. Это прежде всего традиционный театр цзацзюй. В букваль­ном переводе с китайского это означает «смешанные пред­ставления». 

Действительно, для пьес, которые идут на сцене театра цзацзюй, характерно объединение речи и вокала, му­зыки, танца и даже акробатических упражнений. Спектакль этого театра идет на пустой сцене, и поэтому перед началом действия актеры рассказывают зрителям о том, что должно произойти: называют время и место действия, а также дают краткую характеристику персонажам.

Подробнее...

Наиболее древней формой традиционного японского те­атра является театр но. Его возникновение относится к сере­дине IV века н.э. Однако за полторы тысячи лет его строгая и тщательно, до самых мелочей регламентированная стили­стика осталась практически без изменений.

Сцена театра лишена декораций, на ней установлен толь­ко большой шелковый задник с изображением сосны на зо­лотистом фоне. Вдоль рампы всегда стоят несколько корзин с композициями из цветов и зеленых веток. Действие спек­такля развивается в медленном и торжественном темпе, пе­ребиваемое лишь звуками барабанов, подсказывающих ак­терам нужный темп движения. Хотя все спектакли этого театра являются пантомимами (представлением, где актеры не произносят слов), сюжеты пьес понятны зрителям, пото­му что в их основе — древние сказания и легенды, а также истории из жизни Будцы.

Подробнее...

Тема (греч. — предмет повествования или обсужде­ния) — основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил свое внимание автор произведения. Тема — важнейший элемент его композиции, носитель определен­ной мысли, идеи, характера, образа героя. Однако в разных видах искусства понятие темы имеет свои особенности. В музыке тема — небольшое, мелодически определенное и за­вершенное по форме музыкальное построение, обладающее характерными особенностями. В определенном смысле она напоминает персонажа литературного произведения. Естест­венно задать вопрос: чем тема отличается от другой музыки? Прежде всего яркостью и значительностью интонаций. Кроме того, обычно она никогда не появляется один раз, а повто­ряется в различном контексте, в новом музыкальном окру­жении.

Подробнее...

Тембр — понятие многозначное. С одной стороны, оно обозначает окраску звука. Даже звук одной и той же силы и длительности, но производимый разными инструментами, звучит по-разному, потому что различен тембр. Силу и вы­соту звука мы можем измерить специальными приборами, а тембр измерить нельзя.

Тембр музыкального инструмента определяется множе­ством факторов: это и материал, из которого сделан инстру­мент, и форма звучащего тела, и объем резонатора, и акусти­ка помещения.

Подробнее...

Темп (итал. tempo — время) — скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Темп обыч­но обозначается итальянскими словами: очень медленно — ларго (largo), медленно — адажио (adagio), спокойно, плавно — анданте (andante), умеренно быстро — модерато (moderato), быстро — аллегро (allegro), очень быстро — престо (presto). Иногда темп определяется ссылкой на общеизвестный ха­рактер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша».

Подробнее...

Темпера (итал.— смешивать краски) — живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Темпера, из­вестная уже в Древнем Египте, стала основной техникой иконописи и станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий.

Подробнее...

Тенор (лат. tеnеге — держать, направлять) — высокий муж­ской голос. Различают лирический тенор — мягкий, как, на­пример, в партии Ленского в опере П.И.Чайковского «Евге­ний Онегин», и драматический — для него написаны партии Германна в «Пиковой даме» и Хозе в опере Ж.Бизе «Кармен».

В оперной практике встречается также характерный те­нор. Такому голосу поручаются небольшие, часто эпизоди­ческие оперные партии, содержащие ряд остро-выразитель­ных, характерных штрихов: Трике в опере П.И.Чайковско­го «Евгений Онегин», Скула в опере А.П.Бородина «Князь Игорь». По характеру тембра к этой разновидности примы­кает тенор-альтино — самый высокий из теноров. Для этого голоса написана партия Звездочета в опере Н.А.Римского- Корсакова «Золотой петушок».

Подробнее...

Терракота (итал. terra — земля, глина и cotta — обожжен­ная) — керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитар­ное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и архитектурные детали).

После обжига терракота приобретает характерный цвет (от светло-кремового до красно-коричневого и черного) и фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой).

Подробнее...

Техника (греч. — искусная и искусст­во, мастерство) — в области искусства: совокупность специ­альных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техни­ки в узком смысле слова обычно соответствует прямой, не­посредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом, умение использовать художе­ственные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие эле­менты изобразительного характера — передачу вещественно­сти предметов, лепку объемной формы, моделировку про­странственных отношений. Все без исключения технические средства должны приводить к известному, хотя бы и скром­ному художественному результату; способы и приемы, не отвечающие этому требованию, относятся лишь к чисто тех­нологической стороне искусства, к особенностям материаль­ной, физической структуры художественного произведения.

Подробнее...

Зрители, сидящие в зале и смотрящие спектакль, обыч­но не думают о том, сколько разнообразной техники приме­няется во время действия. Когда раскрывается занавес, то мы видим лишь небольшую часть сцены — сценическую площадку, на которой происходит действие. Она составляет лишь часть всего комплекса сцены, а всего сцена современ­ного театра имеет три этажа. Первый этаж, или трюм, рас­положен ниже уровня зрительного зала и всегда скрыт от зрителя. Обычно в нем хранятся декорации и размещаются различные механизмы. Иногда часть пола сцены делается подъемной, чтобы быстрее подавать декорации на сцену.

Подробнее...

Ткани художественные — текстильные тканые из­делия, художественно орнаментированные и имеющие деко­ративное назначение. Употребляются для занавесей, драпи­ровок, обивки мебели и т.д. Узор художественных тканей, как правило сплошь заполняющий их поверхность, создает­ся или в самом процессе ткачества системой переплетения цветных нитей (к наиболее художественным ценным тканям такого рода относятся гобелены и шпалеры), или отпечаты­вается на готовой ткани (набивка). Иногда узор наносится на ткань красками от руки (батик) иди вышивается. Худо­жественные ткани могут изготовляться из любых текстиль­ных материалов — льняных, шерстяных, шелковых, хлопча­тобумажных.

Подробнее...

Ток­ката — музыкальная пьеса с характерным ударным звукоизвлечением, написанная в быстром темпе, с четкой «ударной» техникой. Токкаты пишутся преимущественно для клавишных инструментов, но встречаются эпизоды токкатного характера и в оркестровой литературе. 

Название «ток­ката» происходит от итальянского слова tоссаге — касаться, ударять. Известны токкаты для фортепиано Р.Шумана, М.Ра­веля, С.С.Прокофьева, А. И.Хачатуряна.

Подробнее...

Цветовой тон — одна из основных характеристик цвета (наряду с цветонасыщенностью), определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой, лиловый, коричневый» и т.д.

Различия в названиях красок указывают в первую оче­редь на цветовой тон (например, «изумрудная зелень», «ли­монная желтая»).

Подробнее...

Триптих (греч. — втрое сложенный) — произве­дение живописи (изредка — графики или скульптуры в ви­де рельефа), состоящее из трех самостоятельных частей на общую тему. Средняя часть триптиха обычно выделяется большей значительностью содержания и размерами. В виде исключения триптих может быть выполнен на одном полот­не, но его составные части и в этом случае разъединяются обрамлением.

В западноевропейском искусстве прошлого триптихом называли трехчастный складень с рельефными или живо­писными изображениями. Он был особенно распростра­нен в ХIVVI вв. и часто устанавливался в храмах как надалтарная композиция. При этом триптих мог достигать значительных размеров.

Подробнее...

Трубадуры впервые появились на юге Франции, в Про­вансе, в конце XII — начале XIII века. Само слово происхо­дит от провансальского — сочинять, изобретать. Тру­бадуры слагали и сами исполняли лирические стихи, акком­панируя себе на скрипке или виоле. Они прославляли радо­сти земной жизни, красоту мира. Но главная тема их лири­ки — прославление всепобеждающей любви. Стихи трубаду­ров могли посвящаться и замужним женщинам, потому что главным для них был культ служения даме своего сердца, поклонение ей.

Подробнее...

В технологии рисунка тушью называется черная краска. Обычно она состоит из специально приготовленной сажи и клеящих веществ. Тушь бывает сухая (в виде плиток или столбиков) и жидкая. Лучший сорт черной туши — китай­ская.

В Китае и Японии тушь использовали не только для рисования, но и для письма. Сложились даже особые тради­ции рисунка тушью, Например, для изображения того или иного предмета следовало брать тушь строго определенного состава. От степени разведения ее водой зависела густота тона. Что же касается цветов, то в Китае и Японии приме­няли только красную и черную тушь. Цветная тушь воз­никла гораздо позже и почти не употребляется художника­ми.

Подробнее...

Уголь — широко распространенный материал для рисова­ния в виде тонких палочек, приготовленных обжиганием дерева определенных сортов или же сформированных из спе­циальной угольной массы. Прессованный уголь приготовля­ется из угольного порошка, скрепленного растительным кле­ем. Такой карандаш получил распространение в XIX веке.

Второе значение связано с обозначением техники ри­сунка, выполненного углем (рисунков и подготовитель­ных набросков). Подобные произведения обладают бар­хатистым тоном, лишенным интенсивной черноты, воз­можностью сочетать линию и тональные эффекты. Тон штриха, нанесенного прессованным углем, более глубокий. Правда, рисунки углем требуют обязательного закрепления.

Подробнее...

Ударные инструменты — группа музыкальных инс­трументов, звук из которых извлекается посредством удара. Полагают, что первыми ударными инструментами были де­ревянные инструменты. Уже во время празднеств в честь Диониса и Кибелы звучали кастаньеты, цимбалы (металли­ческие тарелки) и тимпаны (барабаны).

В эпоху эллинизма и Римской империи ударные ис­пользовались и в домашней музыке. Египетские систры (трещотки) сопровождали культ Исиды, ножные трещотки звучали во время представлений мимов и пантомимы. «Зву­чащим телом» у этих инструментов служила натянутая кожа, металл, дерево.

Подробнее...

Узорочье — явление яркое, многоцветное, связанное с народным искусством и в то же время с христианской сим­воликой, проявившееся особенно явно во второй половине XVII в.

Богатое и разнообразное убранство фасадов русских со­оружений XVII в. — яркие краски, использование цветных изразцов, фигурной кладки кирпича, сочетание красного кир­пича различных оттенков и белого камня, резные налични­ки окон, колонки, карнизы, арочки, ниши, а также яркое и многоцветное внутреннее убранство — все это обычно обоб­щают термином «стиль узорочья». Наиболее типичные па­мятники этого стиля — храм Василия Блаженного, церкви Троицы в Никитниках в Москве, Ильи Пророка в Ярослав­ле (XVII в.).

Подробнее...

Укийё-э (в переводе с японского — «образы проходящего мира») — направление в японской живописи и графике XVII- XIX веков.

Развитие жанровой живописи было связано с ожив­лением хозяйственной и культурной жизни Японии после окончания междоусобных войн, с развитием торговли, де­мократизацией общества, ростом благосостояния средних сло­ев, получивших возможность украшать свои дома недороги­ми изделиями. Героинями жанра «бидзин-га» («изображения красавиц») стали обитательницы «веселых кварталов». Их фигуры были показаны укрупненно, максимально прибли­женно к зрителю, во всю величину крупноформатных ширм и свитков. Точность внешней характеристики соединялась с чертами условной декоративности.

Подробнее...

Урбанизм (франц. urbanisme, от лат. — urbanus — город­ской, urbs — город) — направление в градостроительстве XX века. Эти идеи нашли отражение и в поэзии рубежа XIX-XX веков (творчество Э.Верхарна и В.Брюсова).

Рост городов, развитие буржуазной цивилизации приве­ли к воплощению главенства городов в современной циви­лизации. Отсюда идет проектирование новых форм жили­ща, рассчитанных на массовое поселение людей.

Подробнее...

Как специфический вид архитектурного ансамбля усадьба появилась еще в пору русского средневековья в вотчинах, то есть на землях, составлявших личную собст­венность владельцев и передававшихся по наследству. В то время усадьба состояла из жилого дома, флигелей для гостей и хозяйственных построек.

В поместьях же, которые жаловали, то есть передава­ли в награду за службу, постройки носили несколько иной характер, поскольку их владельцы могли меняться. Усадеб­ные дома во многом походили на рядовые постройки, не­редко отличаясь от крестьянских изб лишь декоративными деталями и стекольчатыми окнами. Обычно владельцы про­живали в своих усадьбах только часть года, поскольку дво­ряне обязаны были нести военную или гражданскую службу.

Подробнее...

Фарфор — посуда, статуэтки и другие художественные изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, отличающиеся непористым строением и про­свечивающие в тонком слое. Обычно их покрывали про­зрачной глазурью.

Слово «фарфор» происходит от тюркского «фарфур», как называли эти изделия еще в VII веке н.э. купцы, привозив­шие их в Европу из Средней Азии и Переднего Востока.

Подробнее...

Фаянс, как и фарфор, появился в Китае в IV-V веках н.э. Само же название, происходящее от итальянского го­рода Фаэнца, относится к началу XVI века. 

Сырьем для про­изводства фарфора и фаянса является особым образом при­готовленная белая глина, называвшаяся в Китае каолином. После обжига при высокой температуре из нее получались белые звонкие полупрозрачные изделия. Фаянсовые изде­лия, обжиг которых происходит при более низкой темпера­туре, непрозрачны, отличаются мелкопористой структурой и меньшей прочностью.

Подробнее...

Фестиваль (лат. — веселый, праздничный) — цикл концертов или спектаклей, посвященных какому-либо зна­чительному событию, музыке определенной эпохи, творче­ству отдельного композитора. Проводятся и кинофестивали.

Часто фестивали организуются как музыкальные празд­нества, в которых принимают участие выдающиеся испол­нители и коллективы. Такие фестивали ведут свое начало от Олимпийских игр Древней Греции, состязаний средневеко­вых трубадуров и миннезингеров. В средневековье представ­ления устраивались на площадях, а в эпоху Возрождения получают распространение карнавалы. Все эти массовые пред­ставления и являются предшественниками современных фе­стивалей.

Подробнее...

Филармония  — организации и общества, занимающиеся ведением концертной деятель­ности. Основная цель — организация концертов симфони­ческой, хоровой, камерной и эстрадной музыки с участием собственных и приезжих музыкантов. Наряду с музыкой филармония пропагандирует иногда также различные виды эстрадного искусства (балет, художественное чтение).

В состав филармонии обычно входят крупные исполни­тельские коллективы (симфонические оркестры, хоры, ан­самбли песни и пляски), камерные ансамбли (трио, струн­ные квартеты) и солисты.

Подробнее...

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.