Цель: сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения; сформировать знания о ветре и о причинах его возникновения; научить высчитывать атмосферное давление с изменением высоты.
Оборудование: барометр-анероид, раздаточный материал с задачами.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Изучение нового материала.
- Итальянский ученый Эванджелиста Торричелли в 1643 г. изобрел прибор, который состоял из стеклянной трубки, заполненной сверху и сосуда с ртутью. В стеклянную трубку Торричелли налил ртуть, затем перевернул ее. Сначала какое-то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась.
- Это было в пункте А.
- Ученый поднялся на высоту В. уровень ртути в трубке опустился. В точке С ртуть начала подниматься по трубке, в точке Д она сильно опустилась и вылилась в сосуд.
- Какой возникает вопрос? (Почему уровень в трубке ртути меняется с высотой).
- Как ответил Торричелли? (Ученики выдвигают свои версии).
Учитель.
Торричелли взял трубку высотой 1 м и разделил ее на 1000 частей, 1 часть – 1 мм.. поэтому давление измеряется в мм.рт. столба.
- Что происходит с давлением с высотой? (Оно понижается). Почему)
- Что происходит с давлением, если мы опускаемся? (Повышается)
- При подъеме на 10.5 м давление изменяется на 1 мм.рт.ст.
1)!0 м – на 1 мм; 2)100 м – на 10 мм;
3)1000 м – на 100 мм; 4)5000 м – 500 мм.
Задание 1. Прочитать в учебнике. какое давление называют нормальным.
Нормальное давление - на уровне 45° при температуре воздуха 0° С – 760 мм.рт.ст.
Атмосферное давление
Пониженное Нормальное Повышенное
740,730 760 780, 795
- Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъеме вверх становится трудно дышать. То же самое происходит и подъеме в горы. Почему это происходит?
- Решение задач.
1.Высота вашего пункта – 2000 м над уровнем моря. Высчитайте атмосферное давление на данной высоте.
2.Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.?
1) 2000 : 10,5 = 194
2) 750 – 194 = 556.
3.Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 765 мм.рт.ст., а на вершине 720 мм.рт.ст.?
1)765 – 720 = 45 м.рт.ст
2) 45 · 10,5 = 427,5 высота
4.На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм.рт.ст.. Каково давление у подножья?
1)3500 : 10,5 = 333
2) 720 + 333 = 1053 мм.рт.ст.
5.Шахта глубиной 200м, на поверхности атмосферное давление 752 мм.рт.ст. найти давление на дне шахты.
1) 200 · 10,5 = 19,4
2) 752 + 19,4 = 771,4 мм.рт.ст.
- Проблемный вопрос.
- Почему дым из камина не заходит в комнату, а вытягивается трубой?
Ответ: на уровне топки атмосферное давление больше, а на середине трубы
меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.
Схема №2
В.Д. → Н.Д.
760мм.рт.ст. 720мм.рт.ст.
- Что такое ветер? Каковы причины его образования?
Задание 1. На первичное закрепление.
1) В каком направлении будет дуть ветер? Где ветер будет сильнее?
1)760 730;
2)740 730;
3)760 720.
Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. Лишь в 1874г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-ти балльная, а в Америке – 17 балльная.
На метеостанциях скорость и направление ветра измеряют флюгером, который устанавливают на высоте 10м.
2)Восстановите цепочку причинно-следственных связей:
Образование ветра, разница в нагревании суши и моря, разница в давлении.
- Бриз – в переводе с французского языка – «легкий ветер»
Задание 2. Решение задачи на моделирование направлений дневного и ночного бризов.
(учащиеся самостоятельно, пользуясь рисунком учебника, составляют схему бриза).
Задание 3. Решение задачи на моделирование летнего и зимнего муссонов.
(самостоятельно, пользуясь учебником).
- Муссон – это ветры сезонного характера.
- Почему муссоны два раза в год меняют свое направление?
- В чем сходство муссона и бриза?
- Смоделируйте ветры, которые могут возникнуть в жаркий летний день
Над местностью, где посредине озеро, а по обеим берегам растет лес.
III. Закрепление и итог урока.
- Что вы нового узнали?
- Придумайте по одному вопросу и задайте любому ученику.
Домашнее задание