logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: познакомить учащихся с атмосферным давлением и причиной образования ветра.

Тип урока: Комбинированный. Объяснение нового материала.

Задачи урока:

I. Образовательные задачи.

Сформировать знания у учащихся об атмосферном давлении.

Сформировать знания у учащихся от чего зависит давление воздуха.

Сформировать знания у учащихся о ветре и почему он дует.

Познакомить учащихся с многообразием ветров.

II. Развивающие задачи.

Развивать у учащихся умение работать с барометром и определять атмосферное давление.

Развивать у учащихся умение строить и работать с розой ветров.

III. Воспитательные задачи.

Воспитать у учащихся стремление к познанию нового.

Рассказать о пользе ветра и его вреде для человека.

Средства обучения:

учебник;

тетрадь;

атлас;

физическая карта мира;

карта полушарий;

макет Земли (глобус);

барометр;

фотографии метеостанции;

карточки с заданиями;

презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку – наличие учебников, тетрадей, атласов. Отметка отсутствующих).

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание проверяется двумя способами:

а) по карточкам;
б) устный опрос.

Карточка 1.

Что такое средняя суточная температура? Как её определить?

Почему в тропиках теплее, чем на полюсе?

Определите среднюю суточную температуру.

3 ч.

6 ч.

9 ч.

12 ч.

15 ч.

18 ч.

21 ч.

24 ч.

+5

+7

+10

+11

+13

+11

+9

+4

Карточка 2.

Что называют суточной амплитудой?

Почему максимальная температура отмечается обычно через 2 часа после полудня? Объясните?

Определите среднюю суточную температуру.

3 ч.

6 ч.

9 ч.

12 ч.

15 ч.

18 ч.

21 ч.

24 ч.

-10

-7

-3

-1

+2

+1

-2

-5

Вопросы:

Как нагревается воздух атмосферы? Как изменяется температура воздуха с высотой?

Температура воздуха. Чем измеряется? Что такое средняя суточная температура, годовой ход температуры и суточная амплитуда температуры?

Почему утром и вечером холоднее, чем днем?

Почему в тропиках теплее, чем на полюсе?

III. Изучение нового материала.

Учитель: На прошлом уроке мы разобрали тему: «Тепло в атмосфере», выяснили, от чего зависит температура на разных широтах нашей планеты. Сегодня эти знания нам пригодятся, а почему, выясним это походу урока. И так, тема нашего урока сегодня: «Давление и ветер».

Все конечно слышали о давлении и ветре, когда прослушивали прогноз погоды. Но что такое давление, почему оно есть, что такое ветер и как он образуется, сегодня об этом мы поговорим и все выясним.

Учитель: Все предметы, которые нас окружают, имеют определенную массу. А как вы думаете, воздух имеет массу?

Учащиеся: Дают ответ (учитель помогает).

Учитель: Оказывается и воздух имеет массу. Ученые подсчитали, что столб воздуха давит на поверхность Земли в среднем с силой 1,03 кг на см².

Впервые атмосферное давление измерил итальянский ученый Э. Торричелли, при помощи ртутного барометра. Величина давления определялась высотой столбика ртути в стеклянной трубке, который уравновешивает соответствующий столбик воздуха в атмосфере. И с тех пор принято атмосферное давление измерять в мм.рт.ст.

Сейчас существуют более современные барометры, например барометр-анероид. Вы его можете видеть у меня на столе, на экране или в вашем учебнике на стр. 139 рис. 102.

Какое же атмосферное давление считается нормальным?

Принято считать, что атмосферное давление измеренное на уровне моря в средних широтах при температуре воздуха 0°С, считается нормальным и составляет 760 мм.рт.ст.

Если показания ниже или выше нормы, то принято говорить, что давление пониженное (низкое) – обозначается буквой Н, или повышенное (высокое) – обозначается буквой В.

Учитель: И так, что же такое атмосферное давление. Давайте дадим точное определение.

Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся, на ней тела.

Учитель: А теперь давайте выясним, от чего зависит давление воздуха.

Мы с вами знаем, что столб воздуха давит на Земную поверхность с силой 1,03 кг на см².

Учитель: Скажите пожалуйста, если мы будем подниматься в горы давление будет расти или понижаться?

Учащиеся: Дают ответ (учитель помогает).

Учитель: С увеличением высоты местности давление уменьшается. Ведь при этом становится меньше столб воздуха, который давит на поверхность Земли. Это можно видеть на рис.103 стр.140. Соответственно если мы будем спускаться в низину, то давление будет расти.

Кроме того, если на поверхности Земли температура высокая, то происходит нагревание воздуха, он становится легче и поднимается вверх – давление понижается, а если воздух охлаждается, то он становится тяжелее и плотнее, а значит опускается вниз – давление повышается.

Учитель: Все вы представляете, что такое ветер, а вот почему он дует, давайте разберемся.

Представим, что мы с вами на берегу моря, день очень теплый. Все предметы, в том числе песок, камни сильно нагрелись, а вода еще довольно прохладная, потому-то она медленно нагревается. А если мы придем вечером, то песок, камни уже остыли, а вода относительно теплая. Это потому, что вода, хотя долго нагревается, но и долго остывает.

Что же происходит днем:

суша, здания на ней, а от них воздух нагревается быстрее воды;

теплый воздух поднимается над сушей вверх;

давление над сушей уменьшается;

воздух над водой не успевает а, давление его пока выше, чем над сушей;

воздух из области более высокого давления над водой стремится занять место над сушей и начинает перемещаться, выравнивая давление (См. рис.104 на стр.141).

Вывод: С моря на сушу подул ветер.

Ночью происходит все наоборот, т.е. ветер будет дуть с суши на море.

Учитель: Попытайтесь объяснить почему.

Учащиеся: Дают ответ (учитель помогает).

Учитель: Суша и воздух над ней остывает быстрее, и давление над сушей становится выше, чем над водой. Вода же остывает медленнее, и воздух над ней дольше остается теплым. Он поднимается вверх, и давление над морем уменьшается. Такой ветер, меняющий направление два раза в сутки, называется бризом.

Теперь мы с вами знаем, что такое ветер.

Ветер – это горизонтальное движение воздуха в приземном слое, направленное из области высокого давления в область низкого давления.

Учитель: Кроме бриза, существует еще один ветер, который называется муссон. Его принцип направления движения такой же, как у бриза, только более в обширном масштабе. Он свое направление меняет 2 раза в год зимой и летом. Летом он дует на сушу, а зимой в океан. Это ветер можно наблюдать на территории России – Дальний Восток (См. рис.104 на стр.143).

Учитель: При просмотре прогноза погоды вы услышали, что завтра обещают северный ветер. Поэтому мы можем сказать, что наступит похолодание. А как можно определить направление ветра?

Учащиеся: Дают ответ (учитель помогает).

Учитель: Можно определить по местным признакам: дыму, деревьям. А можно и при помощи прибора флюгера. Посмотрите, что он из себя представляет.

Для каждой местности важно знать, какие ветры дуют чаще, какие – реже. Это необходимо для проектировщиков зданий, летчиков и т.д. Поэтому специалисты строят чертеж, который называют розой ветров.

Давайте посмотрим и разберем, как эта роза ветров строится. Для это открываем учебник на стр. 143.

IV. Закрепление пройденного материала.

Что такое атмосферное давление?

Чем измеряется атмосферное давление?

Почему изменяется давление с высотой?

Что такое ветер?

Что такое муссон?

Как ветер влияет на человека? Можно ли его использовать в жизнедеятельности?

V. Домашнее задание.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.