logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Задачи урока:

Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.

Формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры.

Продолжать обучение приемам с работы с картой.

Закрепить умение определять географические координаты.

Воспитывать эстетическое восприятие явлений природы.

Оборудование:

Физическая карта полушарий.

Кинофильм "Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил”.

Картина К.П. Брюллова "Последний день Помпеи”.

Фрагмент музыкального произведения Э. Артемьева "Ода доброму вестнику” № 7 "Спорт, ты мир” (вступление).

Компьютер и проектор.

Схема "Строение вулкана”, мозаика "Строение вулкана”.

Стихи, загадки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель: 1. Загадка.

Я извергаю пепел, камни, лаву,
Я в гневе сотрясаю все вокруг
И выгляжу при этом величаво.
Что я такое? Догадайся друг.

(Сообщение темы урока. Определение целей урока.)

– Откуда пошло название "вулкан”?

Дополнение: Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий грех богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворяющем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог громовержец Зевс и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержения вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, а затем был переименован в Вулкана.

Что вы знаете о вулканах?

Чем они отличаются от обыкновенной горы?

Вулкан правильной формы, на вершине чашеобразное углубление.

________Как же образуется вулкан?

Строение вулкана”.

– В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Газы, растворенные в магме, вытесняют ее из очага вверх по жерлу к кратеру, из которого она изливается лавой. Температура лавы – 1000 градусов. Жидкая лава разливается быстрее и далеко стекает по склону. Если же лава густая, а это зависит от ее химического состава, она может закупорить жерло вулкана и привести к его взрыву. Что и произошло с вулканом Кракатау.

(Зачитать – самый "кровожадный” вулкан.)

(Дополнительно работа со схемой и мозаикой "Строение вулкана”.)

идет вглубь от кратера, но по нему поднимается магма

излившаяся на поверхность магма t° 750–1250°С. Скорость течения 300–500 м/с

вершина вулкана, а бывает от нескольких десятков, до двух и более километров

очаг вулкана

лава

жерло

кратер

расположен в глубине Земли

Учитель: А сейчас сосредоточьтесь и прослушайте музыкальное произведение Э. Артемьева "Ода доброму вестнику” № 7 "Спорт, ты мир” (вступление). Затем ответить на вопросы:

Сколько частей можно выделить в музыкальном фрагменте?

Какие чувства у вас вызывает каждая часть?

(Учащиеся выделяют 3 части, условно соответствующих этапам образования вулкана.)

В 1-й части отмечают, что она навевает мрачное, тревожное настроение. Кажется, что приближается что-то грозное. Слышится шум, свист, грохот. Идет как бы подготовка вулкана к извержению. Его появление предшествуют частые толчки, подземный шум. Эти толчки приводят к образованию трещин в земной коре. В недрах образуется магматический очаг. (Пказ на схеме.)

2-я часть фрагмента музыкального произведения вызывает у ребят чувство тревоги, страха так как барабаны бьют все сильнее и сильнее, шум усиливается. Слышится какой-то шелест, плавное звучание говорит о том, что как будто что-то движется.

По трещинам медленно поднимается огненно-жидкая масса – магма. Она зловещими красными языками изливается на поверхность и потоками стекает по склону вулкана, сжигая все на своем пути.

3-я часть музыкального произведения наряду с тревогой вызывает у учащихся чувство торжества. В этой части ребята чувствуют, как вулкан набирает силу, затем дает оглушительные залпы. Из кратера вырываются ядовитые газы, пепел, вылетают раскаленные камни – вулканические бомбы. Торжество в музыке передает силу природы, зрелищность извержения вулкана, переход от разрушения к рождению нового.

(Дополнение.)

На земном шаре 1343 действующих вулкана, многие из них подводные. Больше всего вулканов находится в Индонезии 200 – 77 из них действующие.

В России на полуострове Камчатка вулканы тянутся на сотни километров. Здесь 120 вулканов, из которых 22 действующих.

(Об интересных вулканах.)

В Центральной Америке есть вулкан Мацк – Ицалько. Каждые 8 минут взлетает столб огня до 300 метров высоты. Это естественный маяк у берегов Сальвадора служит ориентиром морякам.

(Рассказ о подводных вулканах.)

Пример:

В начале XVII века в результате извержения вулкана образовался вулканический остров в Средиземном море. Итальянцы называли его Юлия, англичане Грехем, а испанцы Фернандес. Пока между этими государствами шел спор о принадлежности, остров скрылся в морской пучине. В 1950 г он снова появился, но через некоторое время опять исчез.

Виды вулканов 

Учитель: (о мужественных людях, изучающих это грозное явление – вулканологах)

"Мы вулкана сыны…
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лапиллей град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Едок сернистый газ –
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам дается раз,
Ставим на карту жизнь!..

Слайды: (вулканолог у кратера вулкана).

Наука, изучающая вулканы – вулканология. У подножия Ключевской Сопки, в поселке Ключи, находится наблюдательная станция вулканологов – филиал Института вулканологии АН РФ.

4. Практическая работа.

1. Найти по координатам вулканы, записать их названия и абсолютную высоту.

19° с.ш. и 97° з.д. (Орисаба, 5747 м)

2° ю.ш. и 78° з.д. (Котопахи, 5897 м)

4° ю.ш. и 38° в.д. (Килиманджаро, 5895 м)

55° с.ш. и 160° в.д. (Ключевская сопка, 4750 м)

6° ю.ш. и 106° в.д. (Кракатау, 813 м).

2. Отметить на контурной карте вулканы Везувий, Этна, Фудзияма, Гекла, Камерун и вулканы найденные по координатам.

Стихотворение "Вулканы”.

Не раз вулкан Килиманджаро
Всем задавал большого жара
А изумительный Везувий
Был для страны своей безумьем

Дымила сопка Ключевская
И газ, и пепел выпуская,
А за компанию и Гекла
Нисколько не жалела пепла.

Быть может и страшны вулканы.
Но все же люди, как не странно
И в прошлые, и в наши дни
Гордятся, если есть они.

Вулкан – это "окно в глубины Земли”.

Изучение вулкана дает возможность открыть тайну образования полезных ископаемых.

Учитель: А теперь ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие в г. Санкт-Петербург с целью посещения Русского музея. В музее экспонируется много замечательных произведений искусства, в том числе и картинка Карла Брюллова "Последний день Помпеи”, на которой изображено извержение вулкана Везувий.

Художник посетил города Помпеи Геркуланум, погребенных под раскаленной лавой Везувия и впервые раскопанных археологами в 18 веке. Он был настолько поражен увиденным, что захотел изобразить это событие.



"Магма по жерлу рвется наружу
Выход из кратера ей очень нужен
Если проход на поверхности дан
Значит, проснулся грозный вулкан.”

Так как в основу картины К. Брюллов положил действительные события извержения вулкана Везувий в 79 году н.э.

(Перед рассмотрение картины зачитать описание трагедии историком и писателем Плинием младшим, который был свидетелем катастрофы (на картинке он изображен справа, склонившись над упавшей матерью).

Это описание исполненного величия, глубоко взволновало К. Брюллова. Он стремился следовать Плинию и в деталях, и в восстановлении духа и атмосферы события. Огромное полотно (длина 641 см и высота 456 см) и сейчас производит сильное впечатление. Молнии разверзли небеса, огнедышащая лава, кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Мечутся и ржут испуганные кони, бегут люди. Мужчина с женой и ребенком спешит покинуть погибающий город, сыновья на плечах несут старика – отца, муж безжизненное тело жены. Матрона судорожно обнимает дочерей словно надеется защитить их от разрушительной стихии, всадник тщетно пытается совладать с обезумевшей лошадью. Упала с колесницы и разбилась о камни мостовой молодая женщина, к телу женщины жмется чудом уцелевший ребенок. Здесь и языческие жрецы, и христианский священник с кадилом, в толпе мы видим живописца, поддерживающего на голове ящик с красками и кистями. В его облике узнается сам Брюллов. С высоты падают статуи богов, императоров, как бы символизируя крушение мира.

"Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко разлилось, как военное знамя
Земля волнуется с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом
Толпами стар и млад, под выпаленным прахом
Под каменным дождем, бежит из града вон”.

– написал Пушкин под впечатлением картины из книги Островского "Рассказ о русской живописи”.

Три дня продолжалось извержение Везувия – образовался кратер 3 км. в поперечнике.

Город Помпеи находился с подветренной стороны от вулкана и очень быстро был засыпан 3-х метровым слоем пепла. Город Геркуланум был затоплен грязевыми потоками глубиной 15 м. Почти полностью был уничтожен город Стобия, погибло около 10 тысяч человек.

Спустя несколько веков уже ничто не напоминало о том, что когда-то здесь стояли города.

Художник показал грозную красоту человека, величие благородных человеческих чувств – солидарности, сострадания, самоотверженности.

В 1833 году работа была завершена, и уже в следующем году выставлена в Милане, Париже, Берлине и имела потрясающий успех. С триумфом была встречена в Санкт-Петербурге.

Великий русский критик Стасов писал: "И стал последний день Помпеи первым днем русской живописи”.

"Надежнее земли ничего нет” – думали люди веками. И возводили на ней пирамиды, крепости, храмы. А теперь строят небоскребы, сооружают тоннели, прокладывают нефтепроводы. И часто не подозревают, что земная поверхность не так уж и незыблема.

Слайды (гейзеры).

Гейзеры:

Есть один полярный остров,
Он внутри, как самовар
Там из расщелин в скалах острых
Со свистом вылетает пар
И в тот не сунешься поток
Водичка, словно кипяток. (Остров Исландия.)

Гейзеры – периодически фонтанирующие источники горячей воды.

Название пришло из Исландии от Большого Гейзера. В 1918 г. деятельность этого гейзера прекратилась, превратившись в нарицательное – в переводе гейзер – "горячий”.

Йеллоустонский национальный парк и Калифорния.

Новая Зеландия.

Исландия.

Небольшие гейзеры действуют в Японии и Китае (в Тибете).

И самый экзотический уголок Земли – Долина Гейзеров на Камчатке.

Здесь известно до 20 крупных гейзеров – самый большой – Великан.

"Жемчужный” – по цвету отложений.

"Сахарный” – окруженный красивым светло-розовым цветом.

(Использование горячих источников.)

В романе Жюля Верна "Дети капитана Гранта” есть такая сцена. Гленарван и его спутники во время путешествия по Новой Зеландии попали как – то в тяжелое положение. Окруженные маори, они не могли даже что-нибудь сварить себе: не было дров. Тогда изобретательный географ Жак Паганель посоветовал "закопать папоротник и батат прямо в землю. Действительно, температура верхнего слоя земли была очень высока. Путешественники последовали совету Паганеля и вскоре уже ели печеные папоротник и батат – сладкий картофель.

Вполне возможно, что в вулканических районах люди использовали тепло Земли таким же образом, как и герои Жюля Верна.

Отопление домов, теплиц.

Просмотр кинофильма "Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил” (Вулканы).

Домашнее задание: § 19. Контурные карты.

Творческое задание: Вы – сотрудник МЧС и оказались в районе, где произошло извержение вулкана. Напишите рассказ о ваших действиях.

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.