Цели и задачи урока:
Образовательные:
продолжить формирование знаний и представлений об особенностях природы Африки;
познакомить с особенностями внутренних вод материка;
вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия, связанные с внутренними водами.
Развивающие:
– Спасибо за работу, посмотрите на ваш сегодня на уроке
развивать навыки и умения сопоставлять разные карты, составлять презентации;
устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.
Воспитательные:
воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи
Оборудование: ММП, ноутбук, СD "География в школе. Африка”, физическая карта Африки, слайдовая презентация к уроку, видеофрагмент.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Ребята, сегодня вместе с нами на уроке будут работать учителя географии Сосногорского района.
2. Актуализация опорных знаний.
– К нам пришло письмо из Африки с какими-то рисунками. Что изобразили нам народы Африки?
(Сигнальные загадки).
(Ответ: речная система)
(Ответ: типы питания рек: снеговое, дождевое, ледниковое)
(Ответ: озера Африки: Таньганьика и Ньяса)
– Так, вы, наверно, можете сказать, что мы будем изучать сегодня на уроке?
– Сегодня на уроке мы знакомимся с внутренними водами Африки.
– Давайте вспомним, что можно назвать внутренними водами материка?
*реки
*болота
*ледники
*озера
*подземные воды
3. Мотивация с элементами критического мышления.
– Запишите тему урока в тетрадь, предлагаю вам заполнить первые 2 колонки таблицы (3 минуты)
Внутренние воды
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Например: на материке протекает самая длинная река мира Нил; озеро Таньганьика– тектоническое и др. |
Например: особенности рек Африки, крупные озера, использование вод в хозяйственной деятельности |
(Заполняется дома на оценку) |
4. Анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей.
– Итак, реки – часть внутренних вод материка. Рассмотрим карту рек материка.
– Где наблюдается наиболее густая речная сеть? С чем это связано? (особенностями климата)
– "Не все реки впадают в моря” – как вы понимаете эту фразу?
– К бассейнам каких океанов относятся реки?
Работа у доски:
Реки, впадающие в Атлантический океан |
Реки, впадающие в Индийский океан |
Реки бессточного бассейна |
51% |
18% |
30,5% |
– Найдите на карте крупные реки Африки, впишите в таблицу.
– Почему большинство рек впадает в Атлантический океан?
5. Систематизация и формирование новых знаний, умений, навыков.
– Используя информационную карту (раздается на каждую парту), атласы, заполните таблицу (работа в группах по вариантам):
Река |
Исток |
Куда течет |
Устье |
Питание |
Характер течения |
Конго |
плато |
на Запад |
Атлантический океан |
дождевое |
Много порогов |
Нигер |
возв. |
На Юг |
Атлантический океан |
дождевое |
пороги |
Замбези |
плато |
на Восток |
Мозамбикский пролив |
дождевое |
пороги |
Нил |
2 истока |
на Север |
Средиземное море |
Дождевое и подземное |
Горная + равнинная |
Проверка заполнения таблиц (ответы учащихся у карты)
– Какая река самая длинная? Полноводная? Какая река занимает 3 место по длине?
– Какие общие черты у рек Африки заметили?
Вывод: питание рек – дождевое, реки порожистые, много водопадов. (В Африке их 12).
– Какие факторы влияют на питание и характер течения рек? (рельеф и климат).
В областях с экваториальным климатом реки полноводны весь год, образуют густую сеть.
В субэкваториальных поясах реки полноводны в сезон дождей.
В областях с тропическим сухим климатом встречаются сухие русла рек-вади.
На побережье Средиземного моря подъем воды происходит зимой.
В пустынях, где подземные воды выходят на поверхность, образуются оазисы – расположенные около естественного водоёма островки растительности посреди пустыни.
6. Давайте совершим путешествие по одной из рек, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Новая туристическая компания Замбези-Нил Трейдинтернешенел представляет свою рекламную информацию (видеофрагмент о Водопаде Виктория)
(Здесь находится самая высокая тарзанка в мире – 111м.)
7. Представление презентации.
– Учащиеся класса подготовили презентацию об озерах Африки.
Презентация учащихся "Озера Африки” (Виктория, Таньганьика, Чад)
8. Рефлексия
– Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке? А для чего нужна вода и как население Африки использует её в хозяйстве?
9. Домашняя работа
– закончить таблицу №1 в тетради, параграф ..., составить кроссворд или сигнальную загадку про реки Африки.
10. Конкурс "Самый внимательный” (если останется время или на следующем уроке)
Какое озеро глубже – Виктория или Чад?
Нил протекает через озеро Танганьика или Виктория?
Самое глубокое озеро Африки Ньяса или Танганьика?
Голубой Нил – левый или правый приток Нила?
Река Оранжевая впадает в Атлантический или в Индийский океан?
Какое озеро находится восточнее – Виктория или Танганьика?
11.
личный результат
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/