logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока:

Выяснить основные пути освоения Сибири в XVII в.;

Развивать умение анализировать, навыки работы с картой, определять и объяснять понятия;

Воспитание патриотизма и любви к малой Родине.

Новые термины: острог, волок, ясак, «угожие места», струг.

Оборудование: карта Иркутской области, контурная карта Иркутской области, атлас Иркутской области, мультимедийное оборудование.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: интегрированный: география и история.

Персоналии: Мессершмидт, Даниэль Готлиб (1685-1735), Иоганн Готлиб Георги (1729-1802), Обручев Владимир Афанасьевич (1863-1956), Семен Ремезов, Иван Галкин, Максим Перфильев, Яков Похабов, Аввакум Петров.

Опережающее задание

История. Три группы: Илимский острог, Братский острог, Иркутский острог. Каждая группа собирает сведения о данном остроге используя таблицу, собранную информацию анализируют и представляют в виде презентации, защищают докладом.

вопросы

ответы

Название

 

Год основания

 

Географическое положение

 

Численность населения

 

Основные занятия

 

Персоналии

 

Настоящее время

 

География. Сообщения о исследователях

Данный урок успешно апробирован и вставлен в тематическое планирование.

Ход урока

На доске тема урока. (Слайд 1. тема)

План урока:

Выяснить, какие пути были выбраны казаками

Узнать историю первых острогов Иркутской области и определить их географическое положение

Определить значение присоединения Прибайкалья к России

I. Пути освоения Сибири

Учитель истории: Сегодня наш урок посвящен истории исследования и освоения территории Иркутской области. История исследования и освоения природных условий и ресурсов области начинается с XVII в. именно в это время первых русские землепроходцы небольшими отрядами стали продвигаться с Западной Сибири на Восток, открывая и присоединяя новые земли к русскому государству.

Учитель географии: Географическое положение, территория и крайние точки Иркутской области (Иркутская область расположена в центральной части Евроазиатского материка. Территория области охватывает юг Среднесибирского плоскогорья и бассейны верхних течений рек Ангары, Лены и Нижней Тунгуски.

Площадь территории – 775,1 тыс. кв. км.

Крайние точки области имеют координаты: южная – 51с.ш., северная – 64с.ш., западная – 95 в.д., восточная – 119 в.д. Протяженность границы области – 7240 км. Естественными границами области являются на юго-западе горы Восточного Саяна, на юга Хамар-Дабана, на востоке оз. Байкал, Байкальский хребет, хребты Делюн-Уранский и Кодар, Патомское нагорье.)

Задание: Используя атлас «Иркутск и Иркутская область» с.18

Нанесите на контурную карту и подпишите крайние точки области;

Обведите административную границу области;

Нанесите и подпишите естественные границы области и крупнейшие реки (Лена, Нижняя Тунгуска, Ангара, Киренга, Витим).

Учитель истории: сообщает о С. Ремезове.

РЕМЕЗОВ Семён Ульянович (1642 – после 1720), географ, картограф и историк. Составил первый русский географический атлас из 23 карт –"Чертёжную книгу Сибири" (1699-1701); труды по истории Сибири (Ремезовская летопись, конец 17 в.). (Источник: Энциклопедия "Отечество")

Семен Ульянович (1642 – после 1720), выдающийся географ и историк Сибири. Сын служилого сибирского человека Ульяна Ремизова.

В 1680-е Ремезов являлся «сыном боярским» и сборщиком даней, жил в Тобольске. В к. XVII – н. XVIII в. он был одним из строителей Тобольского кремля. В 1712 получил дворянство. В 1698 он вместе с сыном Семеном создал «Чертеж всей Сибири», а в 1701 вместе с сыновьями Семеном, Леонтием и Иваном – атлас из 23 карт, который специалисты оценивают как «вершину географических достижений русских людей XVII в.». Эта работа была обобщением трудов предшественников Ремезова, давала разнообразные характеристики отдельных сибирских регионов, намечала методы и пути использования природных богатств восточного края России. Ремезов являлся автором ряда трудов по истории, этнографии и топографии Сибири. Наиболее выдающейся из его работ была «История Сибири» («Ремезовская летопись»), созданная им вместе с сыновьями в к. XVII в. При ее написании Ремезов использовал много архивных материалов, устные рассказы пришлых и местных людей, записки своих предшественников, сибирские летописи, а также результаты собственных исследований. Им был проведен источниковедческий анализ сведений по истории Сибири. Труды Ремезова в области географии и истории до сих пор представляют большую ценность. (Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация")

Одна из карт, собранная С. Ремезовым, сейчас перед вами.

Задание: рассмотрите карту и определите, чем она отличается от современных карт.

Как вы считаете, какой путь выбрали казаки для освоения Сибири?

С 20-х годов XVII в. началась русская колонизация Прибайкалья. Важным опорным пунктом проникновения сюда русских стал Енисейский острог. В 1620 г. енисейские казаки узнали о существовании бурят, об обширности и богатстве этого края.

! ОСТРОГ –

За 3 года, преодолевая сопротивление со стороны бурят и природные трудности, они проплыли ок. 8 тысяч километров по северным рекам. Затем из района Верхоленска коротким путем по Усть-Ордынской степи вышли к Балаганску и на стругах по Ангаре возвратились в Енисейск.

!СТРУГ –

В 1628 г. из Енисейска направились к Байкалу две партии казаков. Одна – во главе с десятником Василием Бугром дошла до верховьев Лены. Другая – во главе с атаманом Максимом Перфильевым – достигла бурятских стойбищ по Ангаре и впервые собрала ясак.

! ЯСАК –

Два года спустя отряд казаков под командой Петра Бекетова преодолел ангарские пороги и перешел на Оку. Буряты добровольно согласились платить ясак пушниной. Для сбора ясака и управления присоединенными к России территориями стали строить остроги.

II. Первые остроги

Выступление учеников (3-5 минут): Илимский острог, Братский, Иркутский острог.

Задание: отметить на карте географическое положение и дату основания острога.

!ВОЛОК –

III. Значение присоединения Прибайкалья к России

Задание: самостоятельно определяем, какое значение имело присоединение Прибайкалья к России для русских и коренных жителей Сибири

Объединение племен и народностей Прибайкалья, как и всей Сибири, с Россией способствовало обогащению их культур

От русских буряты переняли пашенное земледелие, различные ремесла, познакомились с новыми зерновыми культурами (рожь, овес, пшеница).

В свою очередь русские заимствовали у бурят некоторые навыки ухода за скотом

Под влиянием русских буряты стали строить деревянные избы вместо войлочных юрт

Русские изучали многовековой охотничий опыт коренных народов. Местные племена и народности получали от русских металлические изделия, ткани, ружья, порох, соль.

Быстрыми темпами началось заселение и освоение края

Около одной трети прибывших сюда крестьян были ссыльными поселенцами

Население росло за счет оседания тех, кто бежал от крепостной неволи или скрывался от наказания

Их привлекали не только свободные земли, но и богатство сибирской природы. Воеводам предписывалось искать не только «угожие места» для пашни, но и разведывать залежи железа, меди, серебра, золота, слюды

Особый интерес у пришлых людей вызывала пушнина. Погоня за пушниной в XVII в. приобрела характер «соболиной горячки». «Мягкая рухлядь», так называли пушнину, представляла большой интерес и для государственной казны

! «УГОЖИЕ МЕСТА»-

IV. Подведение итогов

Учитель сообщает: вместе с казаками пришли в Сибирь и ученые, которые занимались изучением географии, биологии и т.д. Эти исследования начались ещё с XVII века.

Сообщения учеников. (Мессершмидт, Даниэль Готлиб (1685-1735), Иоганн Готлиб Георги (1729-1802), Обручев Владимир Афанасьевич (1863-1956)).

Так в Иркутске 1851 г. появился ВСОРГО (Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества), в настоящее время в этом здании находится краеведческий музей, а имена ученых можно увидеть на его стенах.

Домашнее задание:

Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и даты их основания

От имени путешественника составить «Дневник событий»

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.