logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

В учебной программе учебного курса “Русский язык” в старших классах (10-11 классы) недостаточно отводится часов на развитие речи обучающихся, поэтому возникла необходимость создания элективного курса “Богатство и многообразие родного языка”. Данный курс актуален: он способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования, так как открывает новые возможности для получения лингвистического образования. Элективный курс “Богатство и многообразие родного языка” направлен на устранение искусственного разрыва между высшей и средней школой, призван оказать помощь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности: развивает речевую грамотность – залог успешности человека.

Причины введения курса

Введение курса обусловлено необходимостью углубленного изучения средств художественной выразительности, что способствует качественной подготовке написания части С при сдаче ЕГЭ.

Проблемы, решаемые данной программой:

– устранение искусственного разрыва между высшей и средней школой;

– углубленное изучение основ лингвистического анализа текста;

– ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов;

– развитие познавательных способностей.

Особенности программного материала

Элективный курс Богатство и многообразие родного языкапредназначен для старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном, так и на базовом уровне. Курс представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов лексики и риторики, предполагает расширение знаний обучающихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.

Практическая направленность данного курса состоит в специальном отборе дидактического материала, часть которого представлена тестами ЕГЭ по русскому языку, часть – текстами разных стилей. Курс призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении средств художественной выразительности, как одному из способов видения ценности и многообразия русского языка.

Роль и место курса

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык и литература. Ведение данного курса может осуществляться при выделении 1 часа из школьного компонента учебного плана в течение одного учебного года.

Адресат

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 10-11 классов, а также может реализоваться частично или полностью в 9 классе при подготовке сдачи ГИА.

Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате прохождения программного материала обучающийся знакомится с многоаспектностью существования слова. В ходе изучения данного курса старшеклассники должны знать:

– системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;

– языковые нормы, их функции;

– взаимосвязь фактов языка и истории;

уметь:

– осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

– указывать средства связи между частями текста;

– определять тему и основную мысль текста;

– определять тип и стиль речи;

– использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

при аудировании и чтении:

– использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

при говорении и письме:

– соблюдать в практике письма лексические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

– развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

– самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Целевая установка

Цель курса: выполнить качественную подготовку сдачи ЕГЭ по русскому языку: расширить кругозор обучающихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:

– развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к родному языку;

– углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;

– овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;

– формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;

– применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;

– совершенствование логического мышления, аналитических навыков.

Структура программы

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

– “Изобразительно-выразительные средства языка”;

– “Стилистические фигуры”;

– “Анализ текста”.

Раздел “Изобразительно-выразительные средства языка” раскрывает центральное место лексики в системе образных средств языка. Обучающиеся изучают слово, основную единицу языка, самый заметный элемент его художественных средств, лексический запас русского языка.

При изучении раздела “Стилистические фигуры” выявляется богатство русского языка в использовании в речи особых сочетаний слов. Старшеклассники знакомятся с приёмами, связанными с изобразительными возможностями синтаксиса и с употреблением некоторых синтаксических конструкций для усиления изобразительности речи: антитеза, анафора, градация, оксюморон, синтаксический параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис, эпифора – и раскрывают выразительные возможности синтаксиса.

В разделе “Анализ текста” раскрываются средства связи предложений. Обучающиеся отрабатывают умения:

– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

– находить средства связи между частями текста;

– определять тему и основную мысль текста;

– определять тип и стиль речи;

– использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, обобщающих уроков с использованием обучающихся компьютерных программ и др. На лекционных занятиях дается обзор системы языка, классификация языковых единиц. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум. На итоговом контрольном занятии учащиеся выполняют тест и анализ предложенных текстов.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

– справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой);

– тренировочный (тестовые задания анализ текстов);

– контролирующий (анализ текстов, тесты).

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

– тренировочные и проверочные упражнения,

– практикум,

– работа со словарями,

– знакомство с многоаспектностью существования слова,

– творческие работы,

– исследовательская и проектная деятельность.

Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (лекции, семинары), выполнение внеурочных (домашних) заданий и индивидуальных работ.

Предполагается, что старшеклассники будут заниматься под руководством учителя также и исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и районных научных конференциях, адаптирует обучающихся к учёбе в ВУЗе и поможет им планировать собственную научную деятельность. 

Итоговый контроль.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью следующих форм работ:

– итогового теста, включающего серию вопросов по знанию терминологии, проверяющего умения применять теоретические сведения на практике;

– детальный анализ текста;

– создание творческих работ на основе предложенного материала.

Объём и сроки проведения.

Программа элективного курса “Богатство и многообразие родного языка” общим объёмом 70 часов рассчитана на два года обучения.

Количество часов в неделю – 1 час.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Колич. часов

Примечание

Дата

1

Введение. Язык – материал словесного искусства. Изобразительно-выразительные средства языка.

1

Раздел I. Лексические средства выразительности речи.

2

Прямое и переносное значение слов.
Образные представления о предметах и явлениях.

1

3

Омонимы – источники выразительности речи.
Юмористическое использование каламбура.

1

4

Синонимическое богатство родного языка.
Противопоставление антонимов в речи – яркий источник речевой экспрессии

1

5

Метафора – могучее средство воздействия на человеческое воображение.
Своеобразие олицетворения.

1

6

Метонимия, как употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

1

7

Эпитет – действенное художественное средство.
Синекдоха – количественная метонимия.

1

8

Воздействие гиперболы и литоты.

1

9

Перифраза.Особенность возникновения перифраз.

1

10

Сравнение – сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое.

1

11

Лексическая анафора.
Эзопов язык аллегории
Ирония – одна из форм отрицания.

1

 

12

Итоговый контроль (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, защита творческих проектов и т. п.).

1

Раздел II. Стилистические фигуры. Изобразительные средства синтаксиса.

13

Стилистические фигуры. Выразительные возможности синтаксиса.

1

14

Градация – нарастание или убывание синонимического ряда.

1

15

Синтаксический параллелизм.

1

16

Риторический вопрос. Утверждение, высказанное в форме вопроса.
Риторическое восклицание, усиливающее напряжённость и выразительность речи.
Условный характер риторического обращения.

1

17

Ритмообразующая функция инверсии.

1

18

Анафора и эпифора – противоположные синтаксические фигуры.

1

19

Принцип создания антитезы.
Оксюморон. Использование явления антонимии для создания нового понятия.

1

20

Асиндетон и полисиндетон. Построение речи при бессоюзии и многосоюзии.

1

21

Широкое использование парцелляции в современной художественной литературе как средство изобразительности

1

22

Эллипсис и его функции.
Период. Классические примеры периода.

1

23

Повторение особенностей определения лексических средств выразительности речи, стилистических фигур.

1

24-25

Итоговая конференция. (Обобщение и систематизация изученного: защита докладов, рефератов, творческих работ, проектов и т.п.)

2

Раздел III. Анализ текста.

26-27

Стилистический и типологический анализ текста.

2

28-29

Лингвистический анализ текста.

2

30-31

Анализ текста.

2

33-34

Композиция и языковое оформление сочинения. Написание сочинения.

2

35

Анализ сочинений.

2

Содержание программы

Учебно-методические пособия.

Антонова С.В. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: “Вентана Граф”, 2007г.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., “Высшая школа”, 1987.

Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарёв Ю.А. Русское слово (факультативный курс “Лексика и фразеология русского языка”). М., Просвещение, 1978.

Виноградов В.В. Русский язык. – М., “Высшая школа”, 1986 

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.

Григорян А.Т. Язык мой – друг мой. М., Просвещение, 1978.

Егорова Н.В. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010

Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М., Айрис-пресс, 2006.

Миронова Ю.С. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: “Тригон”, 2009г

Пучкова Л.И. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: “Экзамен”, 2010г.

Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование (для подготовительных отделений вузов). – М.: “Высшая школа”, 1986 

Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, “Феникс”, 2008г.

Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984

Методические рекомендации по изучению данного курса. (Приложение 2.)

 В ходе работы предлагается использовать традиционные учебные пособия (В.Ф.Грекова, Н.Г.Гольцова), которые имеются в школьной библиотеке. Большое внимание предлагается уделить индивидуальной работе. Для подтверждения успешности в дальнейшем обучении предполагается выполнение разноуровневых заданий, рассчитанных как на учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, так и на учащихся с творческим уровнем обучаемости (тестовый контроль, контрольная работа, творческая переработка и подача материала). Таким образом, работа, осуществляемая обучающимися во время занятий и дома, организуется по традиционным учебникам, заданиям индивидуального и дифференцированного характера.

 Курс будет считаться завершенным успешно, если будет выполнена одна из работ, соответствующих уровню обучаемости каждого слушателя курса. Уровень обучаемости и обученности, выбирая тот или иной вид итогового контроля (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, защита творческих проектов и т. п.), обучающиеся определяют самостоятельно. 

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.