logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Текст - понятие, которому служат все разделы учебного курса – фонетика, лексика, грамматика, словообразование, стилистика, правописание.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что нужно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. Автор данной программы уделяет основное внимание тексту и предлагает помощь в решении вышеперечисленных задач на факультативных занятиях.

Программа поможет создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения в части “С” ЕГЭ. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе. Методическое обеспечение заданий, представленные в приложениях планы анализов текста помогают руководить работой учащихся в процессе анализа ими не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.

Курс предусматривает и теоретические, и практические занятия. Программа рассчитана на 34 часа. Практическая часть обеспечивается материалами учебников В.В.Бабайцевой. Русский язык. 10–11 классы и А.И.Власенкова, Л.Н.Рыбченковой. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. За учителем остается возможность выбора текстов для анализа.

Факультативный курс также поможет учащимся систематизировать и углублять свои знания при подготовке к конкурсам и олимпиадам, письменным и устным экзаменам по русскому языку и литературе.

Программма факультативного курса “Работа с текстом” (10–11 классы)

1. Пояснительная записка.

Текст – понятие, которому служат все разделы учебного курса – фонетика, лексика, грамматика, словообразование, стилистика, правописание.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что нужно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. Автор данной программы уделяет основное внимание тексту и предлагает помощь в решении вышеперечисленных задач на факультативных занятиях.

Программа поможет создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения в части “С” ЕГЭ. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе. Методическое обеспечение заданий, представленные в приложениях планы анализов текста помогают руководить работой учащихся в процессе анализа ими не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.

Курс предусматривает и теоретические, и практические занятия. Программа рассчитана на 34 часа. Практическая часть обеспечивается материалами учебников В.В.Бабайцевой. Русский язык. 10–11 классы и А.И.Власенкова, Л.Н.Рыбченковой. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. За учителем остается возможность выбора текстов для анализа.

Факультативный курс также поможет учащимся систематизировать и углублять свои знания при подготовке к конкурсам и олимпиадам , письменным и устным экзаменам по русскому языку и литературе.

II. Программа фаукультативного курса “Работа с текстом”


п/п

Тема

Кол-во
часов

1

Что такое текст?

1 *

2

Начало и конец текста (рамка текста).

1

3

Абзац.

1

4

Способы и средства связи между частями текста.

2

5

Синтаксис текста (связность).

1

6

Лексические средства связи.

2

7

Ключевые слова.

2

8

Типы речи. Повествование.

2

9

Описание.

2

10

Рассуждение.

2

11

Речеведческий анализ текста.

2

12

Сокращение текста. План.

1

13

Тезисы, выписки.

2

14

Конспект. Тематический конспект.

2

15

Реферат.

2

16

Аннотация.

1

17

Рецензия. Оценка текста.

1

18

Тексты разных стилей. Обзор.

2

19

Идейно-художественный анализ текста (см. приложение).

1

20

Комплексный анализ текста (см. приложение).

2

21

Лингвистический анализ текста (см. приложение).

1

22

Лингво-стилистический анализ текста (см. приложение).

1

Всего: 34 часа

III. Содержание занятий.

1. Повторение и обобщение знаний по теме “ Текст”, полученных в 5–9-х

классах; анализ текста (текст предварительно записывается под диктовку с объяснением постановки знаков препинания). Определение темы, главной мысли высказывания. Виды связи между предложениями. Знакомство с теоретическим материалом (с. 144–146) по учебнику А.И.Власенкова (в дальнейшем А.И.В.).

2. Работа с материалами параграфа 12 учебника В.В.Бабайцевой (в дальнейшем В.В.Б), которые дополняются собственными наблюдениями примерами. Выполнение заданий 66-70 (это разноаспектный анализ текстов разных стилей).

3. Обобщение и закрепление полученных в 5–9 классах знаний по теме “Абзац”; развитие монологической речи учащихся. Микротема. Микротекст.Абзац. Выполнение упр. 291 по учебнику А.И.В. .

4. Анализ текста (на выбор учителя). Виды и средства связи между частями текста. Параллельная связь. Цепная связь. Выполнение упр.284 (с 146) по учебнику И.В. Самостоятельная работа.

5. Теоретическое обобщение и изучение второго основного признака текста - его связности. Изучение п. 14. Наблюдение закономерностей подбора предложений в прозаическом и поэтическом текстах, изучение влияний структуры предложений на тип речи. Выполнение упражнений 73, 74 (В.В.Б.).

6. Обобщение наблюдений учащихся над разнообразными способами связи предложений в тексте и смысловых частях текста. Лексические повторы. Синонимы. Антонимы. Изучение материалов п. 17. Роль однокоренных слов. Теоретические обобщения при выполнении задания 85 (В.В.Б.)

7. Ключевые слова. Изучение материалов п. 13 по учебнику В.Б., нахождение ключевых слов в текстах (на выбор).

8. Задания 88, 90. Вп.21 структура повествования связывается с цепной и параллельной структурой текста. Образцы анализа повествовательных текстов. Знакомство с языковыми признаками текстов-повествований. Задания 87, 89, 91 (В.В.Б)

9. Изучение п.22 (В.В.Б). Работа с фрагментом стихотворения Н.А.Некрасова (зад. 92).Выполнение зад.93 (описание лунной ночи в Отрадном). Сначала анализируется текст, затем пишется сочинение “Встреча в Отрадном”.

10. П.239В.В.Б.).Знакомство с видами рассуждений. Как строится текст- рассуждение и каковы основные требования к его построению? Тезис. Аргументы. Вывод. Анализ текстов - рассуждений (на выбор из заданий ЕГЭ).

11. Закрепление умения анализировать текст(на выбор учителя) по плану (в приложении).

12–13. Повторение и закрепление видов сокращений текста (план, тезисы, выписки ). Монологическая речь учащихся. Выполнение упр. 317 (А.И.В.).

М. Работа над статьей В. Лакшина (упр.318); зачитывание выписок. Синтаксический разбор. Выяснение значения слова “конспект”. Работа по учебнику (с. 183-185). Составление тематического конспекта о творчестве Л.Н. Толстого (упр. 317, 318) (А.И.В.).

15. Правила составления реферата (знакомство с основными требованиями к реферату). Этапы работы над рефератом:

– формулирование темы;

– подбор и изучение основных источников по теме;

– составление библиографии;

– обработка и систематизация информации;

– разработка плана реферата;

– написание реферата;

– публичное выступление с результатами исследования. Примерная структура реферата. Требования к оформлению реферата.

Критерии оценки реферата. Работа над образцами рефератов.

16. Знакомство с особенностями вида сокращения текста - аннотаций; развитие умения составлять аннотации:

– строение аннотации;

– основные требования к аннотации;

– разновидности аннотаций (справочная, рекомендательная, от издательства, от автора, от составителя).

Анализ и редактирование текстов аннотаций из учебника и на примере заранее подобранных книг.

17. Знакомство с особенностями вида оценки текста-рецензии; составление рецензии; основные виды рецензии. План написания рецензии:

1) Внимательно прочитайте рецензируемый текст.

2) Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда опубликована.

3) Укажите ее тему и главную мысль.

4) В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей.

5) Ваша общая оценка прочитанного.

6) Главное: высказывайте свое мнение , рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.

18. Обобщение знаний по теме “Стили речи”. Выяснение задач, особенностей всех функциональных стилей. Работа над текстами разных стилей из заданий ЕГЭ (выбирает учитель).

19–22. На этих занятиях учитель знакомит учащихся с планами идейно-художественного, комплексного, лингвистического, лингво-стилистического анализов текста. Учащимся предлагаются различные тексты для самостоятельного анализа. Работы оцениваются.

IV. Этапы педагогического контроля.


п/п

Какие ЗУН контролируются

Формы

Сроки

1

Речеведческий анализ текста

Сам-ая работа

2

Составление конспекта, рецензии, аннотации, реферата (на выбор)

Оформление работы

3

Комплексный анализ текста

Зачет

V. Методическое обеспечение программы.

Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. - Томск, 2001.

Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003.

Беднарская Л.Д. Программа элективного курса “Анализ текста. Теория и практика”. - Журнал “Русский язык в школе” , 2006, №3.

Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. кл., Москва. ВАКО, 2004.

Жданко С.Д. Русская словесность. - Нижнекамск, 2005.

Литература.

Бабайцева В.В. Русский язык, 10-11 кл..Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля” - Москва, 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.

Сборник с контрольно-измерительными материалами для подготовки к ЕГЭ.

А.Александров,Б.Александрова “Стилистический анализ текста”.

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.