logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Основным структурным элементом школы является класс. Именно в классе осуществляется познавательная и творческая деятельность учащихся, формируются социальные отношения, развивается личность каждого школьника.

В классах проявляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.

Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Без активной работы классных руководителей в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети и подростки смогут себя по-настоящему раскрыть и творчески реализовать.

Официальное утверждение института классного наставничества впервые произошло в России в 70-х гг. XIX в. Однако еще в начале XIX в., В период правления Александра I, был принят «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804 г.), согласно которому учителя помимо образования учащихся должны были заниматься и их воспитанием на основе гуманистического подхода к ребенку. Об этом в Уставе говорилось так: «Учителя занимают у своих учеников место родителей и поэтому должны принять их ласково, терпеливо, внимательно и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми». Не оставалась в Уставе без внимания и проблема взаимодействия учителей с родителями: «Учитель совокупным трудом и советом с родителями должен стараться о наилучшем детей воспитании».

В период советской власти классное наставничество было ликвидировано (1923 г.), т. к. делалась ставка на ученическое самоуправление. Но, как показала школьная практика, воспитательная деятельность ученических организаций оказались в состоянии кризиса, так как сказались недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и снижение роли учителя в становлении самоуправления и организации деятельности ученического коллектива. Одно время выход находили в том, что к классам прикрепляли учителей-групповодов. И только в 1934 г. Уставом и Положением о единой трудовой школе обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в классах были возложены снова на классных руководителей. В этом же 1934 г. было утверждено «Положение о классном руководителе», ставшее основным документом, регламентирующим деятельность классных руководителей в школах.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности. Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания школьника. И поэтому её рассмотрение вдвойне интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выверить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей.

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ

Основные функции и должностные обязанности классного руководителя

Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные виды нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся, непосредственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя.

Сегодня классный руководитель также непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Современный классный руководитель осуществляет свою деятельность на основе базовых принципов, среди которых выделяются следующие:

сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности учащихся;

социализация личности каждого школьника осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию;

педагогическое стимулирование творческого саморазвития личности и ученического коллектива.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Следовательно, основными задачами классного руководителя являются:

помощь каждому ученику в становлении его личности; создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;

организация в классном коллективе воспитывающей и развивающей деятельности;

формирование в классном коллективе благоприятного психологического климата, способствующего духовному развитию каждого школьника.

Исходя из задач, обозначаются функции классного руководителя необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. По мнению Г.Н. Сибирцовой, классный руководитель должен выполнять следующие функции:

Функции классного руководителя

Методы и процедуры воспитания

Диагностическая

Углубленное изучение личности и классного коллектива на основе наблюдения, анкетирования, бесед, интервьюирования, тестирования и т. д.

Концептуальная

Выбор приоритетных теорий и принципов воспитания исходя из характеристики класса

Целевая

Отбор и конкретизация целей и задач воспитания

Планирования

Отбор и структурирование форм и методов воспитания в соответствии с целью, проектирование деятельности учащихся

Организаторская

Организация органов самоуправления класса, коллективной деятельности учащихся; обучение их рациональному использованию учебного времени и приобщение к внеклассным занятиям по интересам

Стимулирующая

Активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творческого потенциала на основе мотивации

Коммуникативная

Психологический контакт с классным коллективом: благоприятная атмосфера, взаимопонимание, сотрудничество

Корректирующая

Коррекция системы общения и поведения учащихся, применение технологии разрешения конфликтов

Контрольно-оценочная

Оперативность и системность контрольных мероприятий; анализ, учет и оценка результатов воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки

Прогностическая

Построение модели воспитания на перспективу с учетом выявленных проблем и полученных результатов

Задачи, функции, права и обязанности классного руководителя отражены в документе «Положение о классном руководителе общеобразовательной школы». Здесь же представлены и направления его деятельности, к которым относят:

воспитание у школьников положительного сознательного отношения к учению;

подготовка учащихся к труду и выбору профессии;

формирование социально значимых качеств личности, нравственной позиции каждого воспитанника, культуры его поведения;

включение учащихся в сферу внеклассной деятельности с учетом их интересов и способностей;

взаимодействие с учителями-предметниками, родителями учащихся и общественными организациями в процессе воспитания;

забота о сохранности психического и физического здоровья учащихся; сотрудничество с социальным педагогом и психологом школы.

В формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его способностей и потенциальных возможностей ведущая роль принадлежит классному руководителю.

«Должностные обязанности классного руководителя» обусловлены современной задачей, которую ставит перед собой общество, - максимальное развитие каждого учащегося, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенствования.

Целеполагание и планирование в работе классного руководителя

Залогом успеха воспитательной работы является высокопрофессиональное целеполагание и планирование педагогом взаимодействия с учащимися. Планирование работы - творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

Как правило, перед постановкой целей и задач воспитания педагог предварительно изучает с помощью диагностических методов свой классный коллектив (психологическую атмосферу, специфику межличностных отношений, уровень воспитанности каждого учащегося, интересы и склонности детей, способности учащихся к различным видам деятельности и т. д.). На основе полученных результатов диагностики он приступает к определению воспитательных целей и задач.

При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностных ориентациях коллектива. В целях, сформулированных на основе диагностики, им отражаются те новообразования, которые будут присущи ученическому коллективу через определенный период его развития. Эти цели, как правило, связаны с развитием детей в различных областях:

  • нравственно-правовая (проявление чувств, сформированность отношений и нравственных позиций, правовая грамотность, правовое мышление);
  • познавательная (развитие интеллектуальных умений, усвоенные знания и нормы, формирование мотивов познавательной деятельности);
  • экологическая (формирование экологического мировоззрения, экологическое просвещение и воспитание, стимулирование к природоохранной деятельности);
  • оздоровительная (спортивные и трудовые умения и навыки);
  • творческая (развитие природных задатков и способностей);
  • коммуникативная (взаимоотношения в системах «ученик -учитель», «ученик - ученик», «ученик - родители», «ученик -окружающие люди»);
  • личностно-оценочная (умения самоанализа, самооценки, самовоспитания).

Воспитательные задачи, поставленные педагогом, конкретизируют, какие способности, качества, отношения будут развиты у школьников, какими знаниями, умениями и навыками овладеют учащиеся класса.

Намеченные цели и задачи воспитательной работы обусловливают выбор педагогом форм и методов взаимодействия с учащимися, что составляет основу плана воспитательной работы. К такому плану предъявляются определенные требования:

1) целенаправленность содержания;

2) учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;

3) преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;

4) реальность выполнения задуманного;

5) разнообразие запланированных форм и методов;

6) творческий характер планирования.

Исходя из сказанного выше, классный руководитель оформляет следующую документацию, составляя при этом личный «Журнал классного руководителя», включающий разделы:

1. Психолого-педагогическая характеристика класса.

2. Воспитательные цели и задачи.

3. Анализ воспитательной работы с коллективом. Проблемы классного коллектива.

4. План воспитательной работы с классом.

5. Индивидуальная работа с учащимися.

6. Работа с семьей.

7. Правовое сопровождение воспитательной работы.

8. Творческая лаборатория психолого-социологических исследований.

Раздел «План воспитательной работы с классом», как правило, представляет собой комплекс форм и методов работы с учащимися.

Существуют различные подходы к оформлению этого раздела плана. Среди них выделяются:

планирование по ключевым делам (В.А. Караковский);

календарное планирование;

план-сетка (линейно-хронологическое планирование);

комплексное планирование по видам деятельности (Н. Е. Щуркова).

Приведем примерный образец оформления планирования воспитательной работы на основе использования видов деятельности.

Фрагмент примерного комплексного плана воспитательной работы с классом

№п/п

Формы воспитательной работы и их цели

Время проведения

Ответственные  Исполнители

Умственное воспитание школьников

1.

Оформление классного уголка Цель: сформировать микроклимат школьного коллектива, выявить творческий потенциал у учащихся.

Сентябрь

Классный руководитель, актив класса

2.

Родительское собрание «Влияние мотивации на успеваемость» Цель: педагогическое просвещение родителей, содействие осознанию ими  необходимости  контроля учебных нагрузок и домашних занятий учащихся.

Октябрь

Классный руководитель, учителя-предметники

3.

Классный час «Познай себя» Цель: сообщение учащимся методов и  приемов,  способствующих развитию памяти, внимания, логики мышления и т. д.

Декабрь

Школьный психолог, классный руководитель

4.

Викторина "Старинные русские города» Цель: развитие интеллектуальных способностей и эрудиции учащихся.

Февраль

Классный руководитель, учителя-предметники, ученики класса

5.

Конкурс «Мисс и Мистер школы" Цель: развивать у учащихся творческие способности

Апрель

Классный руководитель, учителя- предметники, актив класса

Эстетическое воспитание

учащихся и т. д.

Для того чтобы план воспитательной работы классного руководителя был грамотным и результативным, необходимо проанализировать результаты проведенной в прошедшем году воспитательной работы, составить психолого-педагогическую характеристику, исходя из анализа и характеристики, определить основные воспитательные задачи, выбрать форму плана. Но при любой форме плана следует помнить, что содержание работы, формы и методы должны способствовать решению поставленных задач, соответствовать уровню развития данного коллектива, учитывать возрастные психологические особенности учащихся, соответствовать алгоритмам планирования в школе.


Анализ как управленческая функция классного руководителя

Роль педагогического анализа чрезвычайно велика. Глубокий и обоснованный, он способствует познанию сущности педагогического процесса, позволяет сознательно и эффективно воздействовать на его развитие. Благодаря анализу в каждой конкретной ситуации могут своевременно приниматься эффективные решения тех или иных задач, встающих перед классным руководителем.

Анализ тесно связан с целеполаганием, прогнозированием, планированием работы. Чем он глубже, тем правильнее и конкретнее будут определены цели и задачи деятельности классного руководителя на очередной период, оптимально может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы.

В результате анализа педагогического процесса классный руководитель определяет:

результативность своей деятельности и в целом коллектива класса;

целесообразность проводимой педагогической работы;

условия, факторы, которые обусловили достигнутые результаты;

эффективность используемых педагогических средств, степень их влияния на результаты работы;

достижения и недостатки в организации педагогической деятельности, их причины;

неиспользованные возможности и педагогические средства, резервы для дальнейшего совершенствования работы;

пути развития педагогического процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.

Анализ работы классный руководитель осуществляет повседневно. В тоже время есть специальные ситуации, когда необходим целенаправленный анализ своей работы, организация аналитической деятельности учащихся, родителей, учителей, работающих в классе.

Осуществление анализа педагогической работы - это один из самых сложных вопросов для классного руководителя. Прежде всего важно определить главный, исходный момент анализа. Как правило, это цели, задачи, главные педагогические идеи либо функции классного руководителя. Далее следует собрать необходимую для анализа информацию:

а)материалы, отражающие результаты проведенной работы;

б)перечень используемых педагогических средств для решения задач;

в) сведения об условиях проведения работы, факторах, которые могли влиять на ее эффективность;

г) материалы о степени влияния различных педагогических средств на достигнутые результаты.

Если классный руководитель приступает к анализу, ему необходимо знать важнейшие мыслительные операции, пронизывающие аналитическую работу:

описание явления в целом, обобщенная характеристика элемента, предмета (системы) анализа;

расчленение явления, предмета анализа (системы) на составные части;

сравнение с тем, что было, и того, что стало, с идеальным состоянием явления, его состоянием для различных ситуаций и условий;

установление причинно-следственных связей;

классификация признаков в предмете анализа, выделение основной характеристики;

обобщение, синтезирование, позволяющее сделать выводы по результатам анализа;

абстрагирование, предположение о возможных путях развития данного явления (системы).

Поскольку за основу анализа чаще всего берутся задачи и их реализация, предлагаем классному руководителю алгоритм, которым целесообразно пользоваться при анализе решения той или иной задачи:

четкая, конкретная формулировка задачи;

выделение составных частей, компонентов задачи и краткая их характеристика;

определение в задаче основных, актуальных для данной ситуации характеристик;

разработка критериев и показателей уровня решения задачи с учетом основных характеристик;

разработка методик для изучения результатов решения задачи;

составление перечня используемых педагогических средств с целью решения задачи, а также факторов, влияющих на ее решение;

разработка методик изучения эффективности используемых педагогических средств и степени влияния различных факторов на решение задачи;

реализация методик, сбор информации;

обработка информации по блокам с помощью таблиц, схем;

оформление анализа в письменной или устной форме;

обсуждение и утверждение анализа с учителями класса, родителями, администрацией школы.

Оформление анализа решения задачи можно представить с учетом следующей схемы: Синтез 1 -> анализ -> синтез 2.

Синтез 1: вывод о том, как в целом решена поставленная задача - факты, цифры, подтверждающие этот вывод.

Анализ: что делалось для решения поставленной задачи, какая работа проводилась, что и как повлияло на ее решение (характеристика степени влияния различных педагогических средств на решение задачи).

Синтез 2: выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности педагогической работы, основных направлениях дальнейшей деятельности по решению задачи.

Существуют различные типы анализа, которые можно классифицировать по объекту (что анализируется), субъекту (кто анализирует), содержанию, временному признаку. Выше изложенное имеет отношение к любому типу анализа. В то же время каждый из них имеет свои особенности. Наиболее часто классный руководитель обращается к анализу конкретной формы работы.

Подходы к анализу формы работы могут быть различными. Поскольку она является процессом и, следовательно, относится к процессуальным системам, имеет определенные этапы, связанные между собой, то целесообразен системно-структурный анализ. Для этого необходимо иметь объективную информацию обо всех этапах проведения данной формы: о планировании, целеполагании и воздействии в процессе подготовки и проведения, подведения итогов. Предлагаем возможную в этом случае схему анализа (самоанализа) воспитательного мероприятия.

Способы изучения эффективности работы классного руководителя.

На основе перечисленных в параграфе 1.1 функций классного руководителя можно выделить 2 группы критериев эффективности его работы.

Первая группа результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются социально - психологические функции.

Результативные показатели отражают тот уровень, которого достигают воспитанники педагога в своем социальном развитии.

Вторая группа: процессуальные показатели раскрывают то, как осуществляется педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует.

Эффективен тот труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях.

От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми, во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

Кроме этих основных показателей результативности труда классного руководителя, вытекающих из его целевых функций, был введен ряд дополнительных понятий:

Во-первых, это те психологические новообразования, которые возникают у самого педагога в ходе его труда.

Во-вторых, это удовлетворенность результатом работы классного руководителя со стороны учащихся, администрации, других учителей, работающих с классом, а также самого педагога.

Наконец, третьим показателем является психологическая оценка результата, то есть расход времени, эмоциональных и физических сил учащихся и педагога. Чрезмерная увлеченность педагога своей работой часто приводит к тому, что он забывает о себе, своей семье, здоровье, что отражается, в конечном счете, и на его деятельности. Труд нервного, эмоционально неуравновешенного человека, испытывающего большие проблемы в семейной и личной жизни, не может быть эффективным. Проблема «сгорания» педагога на работе в последнее время стала настолько актуальной, что многие учителя во избежание этого пренебрегают своими обязанностями классного руководителя подходят к ним формально. Эффективной является такая деятельность классного руководителя, на которую расходуется оптимальное количество времени, физических и моральных сил.

Процесс педагогической деятельности классного руководителя основан на методах, приемах воспитательных воздействий, используемых им в своей работе, то есть средствах, направленных на достижение результата. Выбор методов и средств воспитания в огромной мере зависит от особенностей личности учителя, его индивидуальности.

Профессиональное поведение педагога в первую очередь определяется уровнем сформированности тех педагогических знаний, умений, свойств личности, которые непосредственно влияют на эффективность его деятельности.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Формы и направления работы классного руководителя с ученическим коллективом

С целью исследования деятельности классного руководителя, нами был изучен опыт работы классного руководителя 10 - Б класса средней школы.

В деятельности классного руководителя главным является содействие саморазвитию личности ребенка, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты, создание необходимых достоверных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Классный руководитель выделяет в своей деятельности следующие основные функции:

организовать разнообразную деятельность в классе;

заботиться о развитии и здоровье ребёнка;

помогать учащимся в решении возникших проблем.

Основные этапы деятельности классного руководителя с классом - это:

1.Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)

2. Постановка воспитательных задач общих для класса или отдельных групп, учеников класса.

3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.

5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

6. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.

На учебный год были поставлены следующие цели:

1.    Способствовать развитию самостоятельности детей ответственности за порученные дела.

2.    Вести пропаганду здорового образа жизни.

3.    Формировать любовь к родному краю.

4.    Способствовать развитию интереса к учебе, повышению качества знаний учащихся.

5.    Способствовать развитию способностей детей.

Для выполнения проставленных целей в плане работы классного руководителя с классом были запланированы мероприятия по следующим направлениям:

1)    учебно-познавательное; (интеллектуальный турнир на лучшее знание истории Республики Беларусь);

2)    гражданско-патриотическое (митинг, посвященный 67-й годовщине Великой победы);

3)     индивидуальная работа со школьниками;

4)     художественно-эстетическое; (выставка «Фантазия осени»)

5)     формирование здорового образа жизни; (спортландия «Выше, быстрее, сильнее!»)

6)     профессиональная ориентация и трудовое воспитание (сбор металлолома «Трудовой десант»);

7)     содействие процессам самопознания и самосовершенствования старшеклассников (Неделя школьных олимпиад);

Учащиеся принимали активное участие во всех мероприятиях, но девочки большее предпочтение отдавали мероприятиям художественно-эстетического направления, а мальчики на мероприятия направлены на формирование здорового образа жизни.

Мероприятие осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы, предоставленным в приложение Г.

В средней школе № 15 воспитательная работа осуществляется по программе “Милосердие”, исходя из этого, огромное внимание уделяется нравственному воспитанию учащихся. Поэтому в воспитательный план работы с классом включены уроки нравственности. Акцент делается на воспитание таких качеств, как умение владеть собой, чувство сдержанности (особенно в половом воспитании), заботливость, милосердие, доброта и чуткость, отзывчивость. Уроки нравственности проводятся вместе с родителями, заранее определяя задания ученикам. В 10-Б классе проводилось анкетирование “В чём твоё назначение, человек?” Учащиеся отвечали на вопросы: “Какие качества характера вы цените в человеке?” (Ответы: “Честность, справедливость, доброе отношение к младшим и старикам”. “В чём заключается красота человеческих поступков?” (“В умении уступать место в автобусе пожилым, помочь матери, отцу по дому, защищать слабых, любить ближних”). “Каких ожиданий родителей вы не оправдывайте?” (“Учусь недостаточно хорошо, не хватает чуткости”). Подведя итоги анкетирования Светлана Николаевна выделяет, что такие качества как отзывчивость, заботливость, умение владеть собой, доброта и чуткость у учеников присутствует.

Основной задачей классного руководителя является привитие ребятам навыков самоорганизации. Для воспитания творческой личности необходимо предоставить ей возможность для самореализации. Без личности нет коллектива, а есть толпа. Исходя из этого, свою деятельность классный руководитель строит, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы каждый ребёнок имел возможность опробовать свои силы, найти себя. В воспитательном процессе большую роль играет разнообразие форм классных часов. В своей практике классный руководитель применяет такие формы классных часов, как заочные путешествия («Знай свою историю»), дискуссии, диалоги (Классный час по профилактике дорожного травматизма «Дорога и пешеход»), часы творчества (подготовка к Новому Году) и другие. В классе регулярно проводятся разнообразные соревнования, конкурсы, семейные праздники, вечера, огоньки, “круглые столы”.

С целью развития индивидуальных особенностей ребенка, Светлана Николаевна использует в своей деятельности личностно-ориентированный подход. Содержание проводимых классных часов включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В арсенале педагога существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъектную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов:

1) метод социологического опроса. В ходе анкетирования или беседы учителем выясняется мнение учеников и родителей в составлении тематики классных часов по следующим вопросам: Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе? На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе и т.д;

2) методика незаконченного предложения: самая главная проблема в нашем классе - это… больше всего меня волнует проблема…

3) методика “Строим новый классный дом”;

4) методика “Памятник проблеме века” и т.д.;

Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправления в классе. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет выявить уровень притязаний каждого, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе.

Самоуправление в классе организуется с учетом взаимоотношений учащихся. Как относятся дети друг к другу, кого уважают, кого считают лидером, исходя из этого, учащиеся самостоятельно распределяют обязанности в классе, дети делают то, что им интересно, то, что у них получается. Естественно, воспитательная работа невозможна без участия родителей, поэтому регулярно классный руководитель знакомит учащихся и родителей с правовыми основами семейного воспитания, с Конституцией страны, Законодательными документами о браке и семье, Конвенцией о правах ребенка, старается поддерживать тесную связь с родителями и сотрудничать с родительским комитетом.

Очевидно, одним из реальных условий оценки деятельности классного руководителя является результативность, критерии которой следующие:

уровень организации классного коллектива во время учебы;

степень информированности учителя об учебных успехах и неудачах учеников класса;

степень информированности родителей об учебных успехах и неудачах учеников класса;

степень сформированности положительной мотивации учебной деятельности в классном коллективе;

многосторонность и многообразие в работе, направленной на развитие познавательных интересов и познавательной активности;

внимание и интерес классного руководителя к формированию у своих воспитанников общеучебных умений и навыков;

В своей воспитательной работе классный руководитель выделяет три главных направления:

1) непосредственное воздействие на ученика:

изучение индивидуальных особенностей, его развития, окружения, интересов;

программирование воспитательных воздействий;

реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;

2) создание воспитывающей среды:

сплочение коллектива;

формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

включение учащихся в разные виды социальной деятельности;

развитие детского самоуправления;

3) коррекция влияния различных субъектов социальных отношений:

социальная помощь семье;

взаимодействие с педагогическим коллективом;

коррекция средств массовой коммуникации;

нейтрализация негативных воздействий социума;

взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

Организация учебной работы классного коллектива является самой большой и самой важной частью всей деятельности классного руководителя.

Взаимодействие классного руководителя с субъектами педагогического процесса (психологом школы, социальным педагогом, учителями - предметниками)

Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности перспективных и оперативных целей и задач, а также от согласованности действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса.

Систематическое взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками, работающими во вверенном ей классе, направлено на решение следующих задач:

  • всестороннее изучение особенностей преподавательской деятельности каждого учителя, его отношений с детьми;
  • регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
  • определение общих целей и средств деятельности, организация совместной работы по их достижению;
  • педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации внеклассной воспитательной работы с детьми и их родителями.

Классный руководитель знакомит учителей с результатами диагностики уровней обученности и воспитанности учащихся, со степенью их продвижения в знаниях по изучаемым предметам. Совместно с учителями классный руководитель намечает способы и средства, обеспечивающие самореализацию каждого учащегося на уроке и во внеурочное время.

Необходимость обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия классного руководителя, социального педагога и школьного психолога, обусловлена, прежде всего, тем, что их работа связана с самим ее объектом - это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.  Если мы сравним функции, выполняемые классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом, то они во многом сходны. Различие заключается лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей, даже освобожденных, которые практически всегда имеют в школе учебную нагрузку, у социального педагога и школьного психолога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.

Классный руководитель является связующим звеном между учащимися, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата. Классным руководителем был разработан план работы с семьями учащихся находящихся в СОП, предоставлен в положении Д.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Также был разработан план работы, предоставлен в приложении Е.

Социальные педагоги обладают большей, чем классный руководитель, информацией о жизни ребят вне школы, порой являющейся мощным фактором, влияющим на ребенка и объясняющим его поведение и поступки в школе и дома. Причем социальный педагог не только выдает информацию о жизнедеятельности ребенка вне стен школы, но может продолжить в микрорайоне начатую в школе работу с конкретным учеником. Он предоставляет классным руководителям социальный «портрет» микрорайона, изучает его педагогический потенциал. Социальный педагог может включить в этот «портрет» и положение семей в данном микрорайоне, что позволит более эффективно планировать взаимодействие с семьей в ходе воспитательного процесса в школе.

Как показывает изучение школьной практики, в числе наиболее распространенных вопросов, с которыми обращается классный руководитель к социальному педагогу, следует назвать:

  • оказание помощи в социально - педагогическом обследовании ребенка (окружение ребенка, жизнедеятельность вне школы и т. д.);
  • своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение их отцов и матерей родительских прав, сиротство ребенка, определение ребенка в госучреждение для дальнейшего обучения и воспитания и т. д.);
  • сбор документов для определения детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т. д;
  • принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае частых пропусков занятий в школе;
  • взаимодействие в ходе работы с родителями ребенка;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков (Классный час «Молодежь против СПИДа»;
  • получение специальной информации или консультации, связанной с отклонениями нравственного характера в поведении ребенка (пристрастие к вредным привычкам, алкоголизм, наркомания и т. д.).

Психолог на более высоком профессиональном уровне владеет методами продуцирующей диагностики. Классный руководитель может успешно справиться с задачей изучения учащихся и коллектива класса, но более широкую и полную информацию о ребенке, его адаптации в классе, взаимоотношениях детей, проблемах класса и, соответственно, оказание психологической помощи может дать только психолог.

К школьному психологу классный руководитель обращается, как правило, по следующим вопросам:

  • трудности учащихся в усвоении учебной программы;
  • сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями; разрешение ситуация конфликтного характера (проведение часа психолога с классом, проведение социометрии в классе);
  • адаптация детей (особенно новичков) в школе и в классе (изучение адаптации ребенка только пришедшего в класс, изучение внутрисемейных отношений, проведение в классе опросника «Чем мне приятен новый ученик»);
  • эмоциональные и личностные нарушения учащихся, становящиеся причинами школьных и коммуникативных проблем (проведение в классе вопросник Басса-Дарки по выявлению уровня агрессивности учащихся, проведение занятий на снижение агрессивности);
  • выявление и развитие интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся.

Совместные формы работы классного руководителя, социального педагога и школьного психолога: совместные консультации как для отдельных учащихся, так и для всего класса; психолого-педагогические практикумы с детьми и их родителями; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей, совместное проведение родительских собраний; наблюдения за учащимися на уроках и во внеклассное время и т. д. [2, с140 - 141]

На первый взгляд реализация всех этих совместных действий может показаться нереальной, однако многое осуществляется классным руководителем и учителями в повседневном общении и требует небольших затрат времени, окупающихся значительным повышением качества педагогической работы. При этом помогая друг другу, помогают и себе.

Специфика работы классного руководителя с семьями учащихся

Темпы развития современного общества ставят перед родителями все новые и новые проблемы, решить которые в одиночку зачастую бывает очень непросто. Большую помощь в решении возникающих проблем оказывают службы, работающие в школе и на школу.

В своей работе с родителями приходилось привлекать социальных педагогов, психологов, административный совет, инспекцию по делам несовершеннолетних, центры профориентации и центры занятости, молодежные организации и другие службы. Но решение любого вопроса всегда начинала с обсуждения на родительском комитете или на родительском собрании. Был составлен план работы классного руководителя с семьями учащихся, предоставлен в приложение И.

Классный руководитель начала свою деятельность в начале классного руководства с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей, что уже является первичной диагностикой семьи ученика.

В ее опыте работы с родителями применяются коллективные и групповые формы.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры и металлолома и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Формы психолого-педагогического просвещений родителей: работа с родителями взаимосвязана и представляет единую стойкую систему (родительское собрание, лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.).

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий («ЗОЖ против табака и алкоголя»).

Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы («Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми»).

Встреча с администрацией, учителями класса проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы классного руководителя с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Классный руководитель беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Организация совместных досуговых мероприятий или вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность - это также одна из функций работы.

Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, конкурсы “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие. Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни (семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:

  • Родительские вечера
  • Индивидуальные консультации
  • Групповые консультации
  • Тематические консультации
  • Ведение тетрадей общения
  • Тренинги
  • Тематические круглые столы, проводимые родителями.

Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

Воспитательная работа класса не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Классный руководитель координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащемуся, учета их индивидуальных способностей.

Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающих в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развивать, целостность личности.

Проведение исследования позволило нам сделать следующие выводы.

1. Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе.

Основными задачами классного руководителя являются:

помощь каждому ученику в становлении его личности; создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;

организация в классном коллективе воспитывающей и развивающей деятельности;

формирование в классном коллективе благоприятного психологического климата, способствующего духовному развитию каждого школьника.

Исходя из задач, обозначаются функции классного руководителя: диагностическая, концептуальная, целевая, планирования, организаторская, стимулирующая, коммуникативная, корректирующая контрольно-оценочная, прогностическая.

Задачи, функции, права и обязанности классного руководителя отражены в документе «Положение о классном руководителе общеобразовательной школы». Здесь же представлены и направления его деятельности.

«Должностные обязанности классного руководителя» обусловлены современной задачей, которую ставит перед собой общество, - максимальное развитие каждого учащегося, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенствования.

2.    При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностных ориентациях коллектива. В целях, сформулированных на основе диагностики, им отражаются те новообразования, которые будут присущи ученическому коллективу через определенный период его развития. Эти цели, как правило, связаны с развитием детей в различных областях: нравственно-правовой, познавательной, экологической, оздоровительной, творческой, коммуникативной, личностно-оценочной.

Намеченные цели и задачи воспитательной работы обусловливают выбор педагогом форм и методов взаимодействия с учащимися, что составляет основу плана воспитательной работы. К такому плану предъявляются определенные требования:

1) целенаправленность содержания;

2) учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;

3) преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;

4) реальность выполнения задуманного;

5) разнообразие запланированных форм и методов;

6) творческий характер планирования.

3.    В результате анализа педагогического процесса классный руководитель определяет:

- результативность своей деятельности и в целом коллектива класса;

целесообразность проводимой педагогической работы;

условия, факторы, которые обусловили достигнутые результаты;

эффективность используемых педагогических средств, степень их влияния на результаты работы;

достижения и недостатки в организации педагогической деятельности, их причины;

неиспользованные возможности и педагогические средства, резервы для дальнейшего совершенствования работы;

пути развития педагогического процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.

Подходы к анализу формы работы могут быть различными. Поскольку она является процессом и, следовательно, относится к процессуальным системам, имеет определенные этапы, связанные между собой, то целесообразен системно-структурный анализ. Для этого необходимо иметь объективную информацию обо всех этапах проведения данной формы: о планировании, целеполагании и воздействии в процессе подготовки и проведения, подведения итогов.

.  С целью исследования деятельности классного руководителя, нами был изучен опыт работы классного руководителя 10-Б класса школы №15. Классный руководитель выделяет в своей деятельности следующие основные задачи:

организовать разнообразную деятельность в классе;

заботиться о развитии и здоровье ребёнка;

помогать учащимся в решении возникших проблем.

В своей воспитательной работе она выделяет три главных подхода:

1) непосредственное воздействие на ученика:

2) создание воспитывающей среды:

3) коррекция влияния различных субъектов социальных отношений.

Основной задачей классного руководителя является привитие ребятам навыков самоорганизации. С целью развития индивидуальных особенностей ребенка, Светлана Николаевна использует в своей деятельности личностно-ориентированный подход. Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправления в классе.

Основные этапы деятельности классного руководителя с классом - это:

. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных.

.  Постановка воспитательных задач общих для класса или отдельных групп, учеников класса.

.  Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом.

.  Организация работы с родителями учащихся.

. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.

.  Классный руководитель является связующим звеном между учащимися, социальным педагогом и школьным психологом.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Совместные формы работы классного руководителя, социального педагога и школьного психолога: совместные консультации как для отдельных учащихся, так и для всего класса; психолого-педагогические практикумы с детьми и их родителями; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей, совместное проведение родительских собраний; наблюдения за учащимися на уроках и во внеклассное время

6. В своей работе с родителями классному руководителю приходилось привлекать социальных педагогов, психологов, административный совет, инспекцию по делам несовершеннолетних, молодежные организации и другие службы. Но решение любого вопроса всегда начинала с обсуждения на родительском комитете или на родительском собрании.

Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения:

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Формы психолого-педагогического просвещений родителей: лекция, беседа.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.