logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

повторить морфологическое строение глаза;

показать, как возникают изображения предметов, зрительное восприятие;

что такое аккомодация;

выяснить функции палочек и колбочек сетчатки;

на основе строения и функций глаза сформулировать основные правила гигиены зрения, обратив особое внимание на профилактику распространенных заболеваний глаза;

у учащихся необходимо формировать ценностное отношение к здоровью глаза как органа зрительного восприятия.

Задачи урока

Образовательная:

способствовать формированию понятий зрительное восприятие, иллюзии, аккомодация глаза;

показать, как возникают изображения предметов на сетчатке;

выяснить функции хрусталика, стекловидного тела, палочек и колбочек сетчатки;

на основе понятий строения и функций глаза сформулировать основные правила гигиены зрения.

Развивающая:

способствовать формированию интеллектуальных умений – анализировать знания о возникновении изображения предметов на сетчатке,

обобщать и делать выводы мировоззренческой направленности о функциях хрусталика, стекловидного тела, палочек и колбочек сетчатки в возникновении зрительного восприятия,

способствовать развитию ценностного отношения к знаниям по гигиене зрения через апробацию ценностно-ориентированных и ситуационных заданий.

в ходе урока учащиеся также приобретают специальные умения, то есть работать с приборами для проведения опытов по изучению особенностей собственного зрения.

Воспитательная:

способствовать формированию научной картины мира через выявление особенностей восприятия окружающей картины мира и осознании правил личной гигиены зрения и профилактики заболеваний зрения.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока учащиеся актуализируют понятие о зрительном восприятии изображения и функциях различных частей глаза в этом процессе, знакомятся с тем, что такое иллюзии, как они возникают и на чем основаны; закрепляют знания об анализаторах, о строении глаза как органа зрительного восприятия. Ученики также приобретают знания о возникновении зрительного восприятия и значении стекловидного тела, хрусталика, сетчатки в возникновении зрительного образа. На уроке учащиеся самостоятельно разрабатывают правила гигиены зрения, что приводит к формированию ценностного отношения к своему здоровью.

Необходимое оборудование и материалы

 разборная модель глаза, для опыта: рамки размером 15 – 20 см с хорошо натянутой обычной марлей, набор предметов разного цвета.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Мотивация учащихся начинается уже с организационного момента, когда учитель приветствует каждого ученика после того, как ученик говорит формулировку вопроса. Далее учащимся предлагается необычная игра по предмету «Биолото». Кроме этого, на уроке актуализируется вопрос об иллюзиях с наглядным материалом и проводятся опыты по изучению собственного зрения, что всегда интересно учащимся.

Ход и содержание урока

1. Организационный момент.

Сопряжен с контролем знаний учащихся. Учитель при приветствии просит присесть только мальчиков, а затем здоровается с каждой девочкой только после того, как она назовет формулировку того термина, который записан в презентации (варианты данного приветствия могут быть самыми различными).

2. Изучение новой темы.

Изучение нового материала проходит путем чередования повторения, коротких сообщений учителя и учащихся, поисковой беседы по вопросам.

Учитель. Орган зрения – важнейший канал информации, поступающей в центральную нервную систему. Свет – раздражитель глаза, не только носитель зрительной информации, но и фактор нормального развития глаза, формирования его функций. В глазу имеется собственный рецепторный аппарат, приспособленный к восприятию света, - это сетчатка и оптическая система, которая пропускает и преломляет световые лучи и обеспечивает четкое изображение предметов на сетчатке. Определение формы предметов, их величины, расстояния предметов от глаза, их движения или неподвижности, направления движения, цвета предметов – все это связано с деятельностью зрительного анализатора.

Далее учащимся предлагается игра «Биолото». Учитель раздает карточки для игры, далее зачитывает вопросы, учащиеся закрывают клетку на своей карточке, где имеется соответствующий ответ.

Зрачок
Хрусталик
Роговица

Анализатор
Слезы
Радужка

Фоторецепторы
Брови
Веки

Рецептор
Сетчатка
Сосудистая оболочка

Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза.

Передняя часть сосудистой оболочки.

Отверстие в радужной оболочке.

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза.

Палочки и колбочки сетчатки.

Прозрачная передняя часть белочной оболочки.

Фронтальная работа с классом.

Проверяется задание «Биолото».

Закончите предложение.

- В постоянно изменяющихся условиях живой организм может существовать только в том случае, если он …. (непрерывно получает и анализирует информацию, поступающую как из окружающего мира, так и из внутренней среды собственного организма). Данное предложение и ответы игры «Биолото» оформляются в презентации.

Что такое специфическая возбудимость анализаторов? Как ее можно доказать?

То есть, таким образом, организм человека способен воспринимать окружающую среду и реагировать на данные раздражения с помощью органов зрения, где и происходит возникновение зрительного образа и зрительное восприятие.

Тема урока «Зрительное восприятие».

Учебная цель (оформляется в презентации): узнать, что такое зрительное восприятие, иллюзии как основа восприятия, аккомодация и как сохранить свое зрение.

Проблемный вопрос: объясните биологический смысл, заложенный в выражении «посыпались искры из глаз». После обсуждения, учитель показывает презентацию с картинками.

Что такое иллюзии? На чем они основаны?

Иллюзии – это искаженные, ошибочные восприятия.

Мы рассмотрели лишь некоторые иллюзии. На самом деле их значительно больше.

Но если наши восприятия могут быть ошибочными, можно ли утверждать, что мы верно отражаем явления внешнего мира?

Иллюзии это не правила, а исключения. Если бы органы чувств давали неверное представление о действительности, живые организмы были бы уничтожены естественным отбором. Анализаторы правильно отражают окружающий мир, но они, как и другие органы, лишь относительно приспособлены к выполнению своих функций, и в некоторых случаях работают с изъяном. Но, несмотря на это, мы можем кажущееся восприятие отличить от действительного. В норме все анализаторы работают согласованно и проверяют друг друга в практике. Только правильное восприятие может привести к успеху.

Способность глаза к ясному видению разноудаленных предметов предметов называют аккомодацией.

Аккомодация – это….(учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать определение).

Затем выполняется опыт №1. Аккомодация глаза.

Оборудование: рамки размером 15*20 см с хорошо натянутой на ней обычной марлей.

Ход работы: работа проводится в парах. Один ученик из пары помещает пред глазами на расстоянии 29 см рамку с натянутой марлей, за которой на расстоянии 50 см другой ученик помещает страницу учебника. Первый ученик по команде фиксирует взгляд то на нитках марли, то на учебнике. Опыт повторяется несколько раз. В результате опыта учащиеся убеждаются, что нельзя ясно видеть буквы и рисунок марли одновременно. Таким образом, для ясного видения предметов лучи каждой его точки должны быть сфокусированы на сетчатке. При рассматривании предметов, находящихся на далеком расстоянии, ресничная мышца расслаблена, а связи, прикрепленные преимущественно к передней и задней поверхности, капсулы хрусталика, в это время натянуты, что вызывает сдавливание хрусталика спереди назад и его растягивание. Поэтому при смотрении вдаль кривизна хрусталика и преломляющая сила его становится наименьшими. При приближении предмета к глазу происходит сокращение ресничной мышцы. Связка расслабляется. Это прекращает сдавливание и растягивание хрусталика. Вследствие эластичности хрусталик становится более выпуклым и его преломляющая сила увеличивается. С какими гигиеническими правилами можно связать эти данные? Почему вредно читать лежа и в движущемся транспорте?

Какова роль сетчатки?

Опыт №2. Строение сетчатки.

Оборудование: набор предметов разного цвета.

Ход работы: работа проводится в парах. Один ученик садится на стул и смотрит прямо перед собой, другой ученик поочередно демонстрирует набор предметов, окрашенных в разные цвета. Предмет показывают в движении и в короткое время. Каждая демонстрация сопровождается вопросом: какой предмет был показан и какого он цвета? Ответы регистрируются в таблице.

Правильный ответ

Неправильный ответ (назван предмет, но не определен его цвет)

Неправильный ответ (не назван предмет, но определен его цвет)

На основании полученных данных сделайте вывод о восприятии формы и цвета предметов. Объясните, почему ночью предметы видны лучше, когда на них смотрят не прямо, а как бы «со стороны».

Очень часто возникают такие вопросы:

Каким образом обеспечивается цветовое зрение у человека? Дальтонизм.

Что означает выражение «зрение равно 1»?

Почему при недостатке витамина А в организме возникает болезнь «куриная слепота»? Близорукость и дальнозоркость.

( Эти вопросы были даны 3 ученикам как домашнее задание для подготовки небольших сообщений). Доклады учащихся сопровождаются показом презентации.

Ситуационное задание, которое учащиеся выполняют по группам. Знаменитая Елена Келлер советовала человеку, рожденному с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!» Почему она давала такой совет? Сформулируйте основные правила гигиены зрения. Можно предложить вопросы из презентации. Таким образом, учащиеся готовят проект по гигиене зрения и его защищают.

Вывод: соблюдение гигиены зрения – важнейший фактор сохранения функций глаза и необходимое условие поддержания нормального состояния центральной нервной системы. Нарушение требований гигиены ведет к близорукости, которая существенно ограничивает возможности человека в учебе и труде.

3. Закрепление.

Игра-цепочка. Ученик формулирует вопрос и называет ученика который ответит на данный вопрос и далее по цепочке.

4. Домашнее задание: 53, вопросы, выпустить бюллетень, рекламу «Сохрани свое зрение».

Проверка и оценивание ЗУНКов

Проверка и оценивание ЗУНКов идет на протяжении всего урока: при выполнении игры «Биолото», защите проектов. Оценка выставляется в конце урока и проводится анализ работы учащихся.

Рефлексия деятельности на уроке

Игра-цепочка позволяет очень хорошо выявить активность учащихся на уроке, так как для того чтобы сформулировать вопрос и ответить на него необходимо очень хорошо работать на уроке.

Домашнее задание

53, вопросы – репродуктивный уровень, выпустить бюллетень, рекламу «Сохрани свое здоровье» - творческое задание.

Дополнительная необходимая информация

К данному уроку учащиеся готовятся заранее, то есть выполняют доклады, пользуясь дополнительной литературой, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому предмету.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.