logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели урока

Учебные:

Сформировать знания об иммунитете, о его формах, о вакцинации, о лечебных сыворотках. Познакомить учащихся с работами ученых в этой области.

Отработать навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом, интерактивной доской, текстом учебника.

Развивать умения составлять схемы, давать оценку ситуации, использовать свои знания для объяснения научных фактов, монологической речи.

Воспитательные:

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих понятий, критическому оцениванию своих знаний и знаний других учащихся, уважению к мнению и знаниям своих товарищей, ответственному отношению к собственному здоровью.

Осуществлять профессиональную направленность в воспитании самостоятельности, умении анализировать ситуацию, умении использовать свои знания в жизни.

Осуществлять нравственное и патриотическое воспитание через формирование понятий долг, ответственность в процессе знакомства с величайшими открытиями в области медицины.

Задачи развития учащихся

Осуществлять развитие познавательных интересов через:

использование ИКТ для визуализации процессов, использования дополнительной наглядности, практической работы с интерактивной доской и компьютером;

умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи учебного материала об иммунитете и жизни;

выделение главного, существенного для составления конспекта, схем;

анализ заданий эвристического плана;

формулирование выводов, ключевых и контрольных вопросов;

Для решения задач развития мышления учащихся в учебной деятельности обеспечить в ходе урока самостоятельную и групповую работу.

Формировать умения преодолевать трудности, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний: дифференцированные и нестандартные задания, планирование деятельности и ее результатов, самооценка.

В целях развития творчества, интеллектуальных способностей (перенос знаний и умений в новые ситуации), использовать индивидуальные задания, нестандартные ситуации, творческие задания, дополнительную литературу, ИКТ.

Материальное обеспечение урока: интерактивная доска, презентации преподавателя и учеников, DVD, телевизор, видеофильм, дополнительная литература для сообщений учащихся.

Методы работы:

методы обучения: словесные, наглядные

общедидактические методы: частично-поисковый, проблемный;

исследовательский методы, исходя из дидактических задач урока: применение ранее полученных знаний, твор­ческий подход к учебной деятельности.

Ход урока

1. ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ(фронтальная беседа подводит к выводу об иммунитете).

На прошлом уроке мы познакомились с составом и функциями крови. Какие функции она выполняет?

Сегодня мы поговорим подробнее о защитных функциях крови, об иммунитете.

От чего защищает кровь организм человека?

Какие вы знаете инфекционные болезни, какими болели сами?

Когда был карантин по краснухе, ветрянке, все ли заболели? Почему?

Что же такое иммунитет? (Невосприимчивость к болезням)

Иммунитет (immunitas лат. – освобождение от чего-либо) – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них (стр. 73 учебника. Записать определение).

2. ФОРМЫ ИММУНИТЕТА

Фронтальная беседа с учениками по вопросам:

Какие вы знаете защитные барьеры организма? (Кожа, слизистые оболочки, слюна, слезы, пот, внутренняя среда).

Какие органы образуют иммунную систему? (Костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка).

Вспомните защитные механизмы крови: фагоцитоз и выработка антител. Ученики отвечают у доски. 

Рассказ учителя

Если в организм проникло много чужеродных тел, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и разрушаются. При этом освобождаются вещества вызывающие местную воспалительную реакцию, сопровождающую повышением температуры. Гной, при ангине, который образуется в тканях при воспалении, это скопление погибших лейкоцитов. Пример: попадание занозы под кожу.


Антитела вырабатывают лимфоциты. Они отыскивают чужеродные соединения – антигены. Чаще всего они встречаются на поверхности фагоцитов, уничтоживших чужеродные тела. Если на поверх­ности клеток встречаются только «свои» молекулы, лимфоцит движется дальше, а если чужие — щупальца, как клешни рака, смыкаются. Затем лимфоцит посылает через кровь химические сигналы другим лимфоцитам, и те начинают вырабатывать по образцу химические противоядия — антитела, состо­ящие из белка гамма-глобулина. Этот белок выбрасывается в кровь и оседает на различных клетках, например на эритроцитах. Антитела нередко выходят за преде­лы кровеносных сосудов и размещаются на поверх­ности клеток кожи, дыхательных путей, кишечника. Они являются своеобразными ловушками для чужеродных тел, например для микробов и вирусов. Антитела либо склеивают их, либо разрушают, либо растворяют.


Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм называемый иммунитетом.

Формы иммунитета: клеточный (Т-лимфоциты) – фагоцитоз и гуморальный (В-лимфоциты) – выработка антител.

Учащиеся составляют схему:


Клеточный иммунитет открыл И.И. Мечников, а гуморальный – П. Эрлих, за что оба были удостоены Нобелевской премии.

Просмотр видеосюжета о Т-лимфоцитах [10] и беседа по вопросам:

Сколько лимфоцитов, задействовано в процессе уничтожения чужеродной клетки?

Какова величина лимфоцитов?

Какой тип иммунитета вы увидели в этом сюжете? Обоснуйте свой ответ.

В качестве закрепления учащиеся отвечают на вопросы:

Какие клетки крови выполняют защитную функцию? (Лейкоциты).

Как называется способ защиты организма от живых микроорганизмов и чужеродных веществ, попадающих в организм? (Иммунитет).

Почему при пересадке органов возникает их отторжение? (Благодаря иммунитету, в частности, белковая несовместимость).

Появление гноя на миндалинах при ангине – какая форма иммунитета?

3. ИСТОРИЯ ВАКЦИНАЦИИ

Сообщения учащихся по темам:

Вариоляция.

Заслуги Э. Дженнера в области вакцинации.

Работы Луи Пастера в области вакцинации.

Вопрос к ученикам: каково ваше мнение о значимости этих работ?

4. ТИПЫ ИММУНИТЕТА

Учащиеся самостоятельно знакомятся с понятием «вакцина», «прививка», «лечебная сыворотка»с. 76 учебника. Записывают определения в тетрадь.

Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью, например дизентерией, брюшным тифом, дифтерией вырабатывают искусственный иммунитет. Для этого человеку делают прививки - вводят убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни.

Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотка. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или людей, перенесших инфекционное заболевание. Против дифтерии, столбняка также применяют лечебную сыворотку.

Учащиеся самостоятельно изучают материал учебника с.76 и заполняют схему «Типы иммунитета»:


Проверка правильности выполнения задания с таблицей учебника или презентацией.

Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболеют этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции, и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.

Для закрепления учащиеся отвечают на вопросы:

Почему корью мы болеем один раз в жизни, а гриппом – много?

Если вас в лесу укусил клещ, что надо ввести в организм – вакцину или сыворотку?

Используются ли знания об иммунитете в военном деле, в армии? (Биологическое оружие – запрещено, но ведутся работы в области разработки вакцин от новых болезней)

5. УКРЕПЛЕНИЕ ИММУНИТЕТА (фронтальная беседа)

В этом году ожидают эпидемию гриппа. Можем ли мы защитить себя от этой болезни? Ваше мнение?

Профилактические прививки.

Закаливание.

Физическая нагрузка.

Правильное питание (сбалансированное и разнообразное, много фруктов и овощей, лук, чеснок)

Витамины, особенно С.

Выводы:

Иммунитет – это способность организма защищаться от болезней.

Выработку иммунитета обеспечивают Т- и В-лимфоциты.

Иммунитет бывает врожденный и приобретенный, естественный и искусственный.

Каждый человек обязан заботиться о своем здоровье и укреплять иммунитет.

6. ИТОГ УРОКА:

Выставление оценок.

Задание на самоподготовку: параграф 15, сообщения «СПИД и его профилактика», «Переливание крови».

Рефлексия:

Был ли интересен вам этот урок?

Нужно ли эту тему изучать в курсе биологии, приведите аргументы.

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?

7. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Вакцина – это:
а) культура микробов; 
б) культура ослабленных микроорганизмов;
в) плазма крови от переболевших людей или животных.

Первую прививку от оспы сделал:
а) Э.Дженнер; 
б) И.И.Мечников; 
в) Э.Пауль.

Кем было открыто явление фагоцитоза?
а) Э.Дженнер; 
б) И.И.Мечников; 
в) Э.Пауль.

Что такое иммунитет?
а) невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям;
б) образование лейкоцитов; 
в) процесс воспаления.

Назови формы иммунитета:
а) естественный; 
б) клеточный; 
в) искусственный; 
г) гуморальный

Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить? 
а) у него есть естественный врожденный иммунитет; 
б) у него естественный приобретенный иммунитет; 
в) у него искусственный иммунитет; 
г) у него есть тромбоциты; 
д) у него есть эритроциты.

Десять молодых рабочих, не сделавших своевременно предупредительную прививку от дизентерии, тяжело заболели этой болезнью, лечились в больнице бесплатно за счет государства и не работали целый месяц. На какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на 150 тысяч рублей в месяц? В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, семье, своему здоровью?

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.