logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цели и задачи:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью лауреата Нобелевской премии А. Швейцера и его докторской диссертацией «Этика природы».

2.Показать влияние философии Л.Н.Толстого на формирование взглядов А.Швейцера, на выбор его собственного пути.

Развивающие:

1.Развитие аналитических умений (умение работать с текстовой и видеоинформацией, анализировать ее, определять главные аргументы).

2.Развитие коммуникативных умений (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов).

3.Развитие творческих умений и навыков в генерации альтернативных решений.

4.Развитие социальных умений (оценка поведения людей, умение слушать, толерантность по отношению к чужому мнению).

Воспитательные:

1.Воспитание у учащихся гуманного отношения к природе, «безграничной ответственности по отношению ко всему, что живет…».

2.Формирование активной гражданской позиции учащихся, их способности  совершать значимые поступки в своей жизни и жизни окружающих.

Наглядно – методическое обеспечение:

1.Электронное пособие к уроку (включает фотографии, цитаты из работ А. Швейцера, текстовые материалы).

2.Даты жизни и деятельности Альберта Швейцера.

3.Тексты писем А. Швейцера  Ромену Ролану, Бертрану Расселу, Пабло Казальсу, Альберту Эйнштейну.

4.Кодекс поведения больных.

5.Текст отрывка из книги Б. Носика «Альберт Швейцер».

6. Фуги и прелюдии И.С.Баха.

7. Юрий Антонов – «Как прекрасен этот мир».

8. Сборник песен о школе (аудиозапись).

  

Классная комната подготовлена особо:

1.украшена шарами, плакатами;

2.фотомонтаж «Школьные годы чудесные…»;

3.полукругом стоят столы для 4 групп (учащиеся рассаживаются группами);

4.на столах – вазы с первыми весенними цветами (обязательно черемуха и сирень - аромовосприятие);

5.на столах – на подставках для книг – альбомный лист с темой урока    «Я – жизнь, которая…»

6.чистые листы-заготовки с неоконченной фразой «Я – жизнь, которая…»

Звучат любимые мелодии о школе.

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

I. Индукция.

- на экране кадр: «Последний урок биологии».

1. Учитель обращается к ученикам:

На этой неделе школа прощается с вами, совсем скоро прозвенит для вас Последний звонок. А за окном – последняя школьная весна, и даже класс наполнен ароматом цветущих вишен, сирени, черемухи.

Я так завидую сейчас вам, вашему состоянию души: вас переполняют новые планы, впереди – такая долгая, такая интересная, невероятно увлекательная жизнь.

(Учитель в своем обращении приводит факты из личной жизни, каких-либо интересных школьных событий с целью создания ситуации доверия и откровения. На экране  мелькают кадры  фотографий)

Я – очень счастливый человек, потому что моя любимая наука биология изучает самое интересное, самое удивительное и прекрасное явление природы – явление жизни.

Мы с вами долгих семь лет изучали «жизнь» во всех ее проявлениях. И мне очень хотелось бы знать, как вы оцениваете свою собственную жизнь, как вы соизмеряете ее с другой жизнью, например, с жизнью поющего сегодня в вашу честь на ветке соловья (а в Болшево действительно уже прилетели соловьи!) или с жизнью, распустившей почки березы?

2. Сегодняшний урок я назвала   «Я – жизнь, которая…»

- На экране кадр: «Я – жизнь, которая…»

Продолжите, пожалуйста, эту фразу.

(во время работы учащихся звучит музыка И.Баха)

3. Предлагает прочесть учащимся их трактовку фразы.

На фоне сказанного учителем у учащихся формируется особый эмоциональный фон, погружение в ситуацию доверия и откровения.

Формируется мотивация учебной деятельности

Осмысливают тему урока, письменно излагают свое философское понимание фразы.

Излагают свои мысли, зачитывают продолжение фразы.

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

4. И с этой высокой ноты я хочу, чтобы вы оценили один очень интересный документ, это…

«Кодекс поведения больных»

- На экране кадр: «Кодекс поведения больных»

(для удобства дальнейшей работы  каждой группе выдается несколько экземпляров  «Кодекса…»)

Предлагает в течение одной минуты в группах составить словесный портрет автора этого «Кодекса…». Какими личностными качествами, на ваш взгляд, обладает этот человек?

5. Предлагает высказать каждой группе свое мнение. Совпали ли наши точки зрения?

Создает проблемную ситуацию:

Боль близкого человека – всегда самый неотложный случай. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

6.Хотели бы вы посмотреть, как на самом деле выглядит этот человек?

- На экране кадр: портрет молодого А Швейцера

Может, кто-то узнал этого человека?

Давайте по этому снимку определим временные рамки: Когда жил этот человек?

7. Предлагает посмотреть еще несколько фото:

- На экране кадры:

Швейцер – за органом

В деревне Ламбарене вместе с пациентами

С новорожденным на руках

Так кто же он на самом деле: композитор, путешественник, доктор?

Обсуждают в группах «Кодекс…», спорят, приходят к единому мнению, составляют словесный портрет автора.

Группы обмениваются мнениями, аргументируют свою точку зрения.

Спорят, приводят различные доводы, критикуют  друг друга - развивают навыки партнерского общения, цивилизованной дискуссии, толерантности.

Внимательно изучают портрет, пытаются установить даты жизни А.Швейцера.

Внимательно изучают видеоряд снимков, пытаются установить род деятельности человека. Высказывают предположения (как правило, они ошибочны)

Вопрос остается открытым. Это создает дополнительную мотивацию учебной деятельности на уроке.

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

II. Деконструкция.

1. Это очень знаменитый человек…

- На экране кадр: А.Швейцер. 1875 – 1965г.г.

Предположите, судя по фамилии, где он родился? Где жил?

По предложениям учащихся устанавливаются несколько вариантов.

2. – На экране кадр: Даты жизни.

(для удобства дальнейшей работы  каждой группе выдается несколько экземпляров  печатного варианта)

Предлагает внимательно ознакомиться с текстом и ответить на предыдущие вопросы.

3. – На экране кадр: «Я – сосна Вогезских гор»

Напрасно вы будете  искать эту строку у немецких или французских поэтов. Так сказал о себе однажды А.Швейцер, и в этом высказывании, похожем на стихотворную строку, слились гётевское ощущение природы и нежная привязанность к живописному уголку старой природы. Швейцер родился в маленьком городке Кайзерсберге в Верхнем Эльзасе, в многострадальной французской провинции, которая в ходе многочисленных войн  переходила из рук в руки между двумя государствами Пруссией и Францией.

4. Какая из дат жизни А.Швейцера вам показалась удивительной?

5.  – На экране кадр: 1952 год. Нобелевская премия.

«Идея Царства Божия…»  Благоговение перед жизнью.

Именно в этой работе он выводит формулу Этики природы.

Предлагает в группах в течение одной минуты вывести свою формулу Этики природы.

6. Предлагает сравнить предложенные в группах варианты со швейцеровским:

-На экране кадр:

«Этика природы – это безграничная ответственность по отношению ко всему, что живет»

Как правило, учащиеся выдвигают несколько варрантов.

Работают с текстом, уходят от ошибочных вариантов, оставляют верные предположения.

Учащиеся предлагают несколько вариантов, но, безусловно, из всех дат чаще всего выбирают дату присуждения Нобелевской премии.

Работают в группах, выдвигают различные варианты, правильно, логически формируют общий творческий продукт.

Зачитывают разработанные коллективно варианты, сравнивают с формулой Этики природы А.Швейцера (как правило, находятся точки соприкосновения).

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

7. Создает новую проблемную ситуацию, просит поработать в группах над смыслом еще одной цитаты:

- На экране кадр:

« Крестьянин, скосивший на лугу тысячу цветков для корма своей коровы, не должен ради забавы сминать цветок, растущий на обочине дороги, так как в этом случае он совершает преступление против жизни, неоправданное никакой необходимостью…»

Почему: в одном случае можно, а в другом – нельзя?

8. Просит обсудить еще один факт:

Наш родной город Королев – колыбель космонавтики.

А вы знаете, кто первым побывал в космосе?

Оправданно ли это: посылая Белку и Стрелку в космическое пространство, заведомо знали, что они останутся постоянными спутниками Земли или заживо сгорят в верхних слоях атмосферы?

9. У А.Швейцера постоянно возникали внутренние противоречия.

Зачитывает отрывок из «Культуры и этики»:

« Те, кто проводит операции на животных, кто испытывает на них лекарства или прививает им болезни, чтобы использовать результаты на благо людей, не должны успокаивать себя той мыслью, что они приносят людям пользу. Каждый раз они должны думать о том, есть ли в данном случае необходимость приносить животное в жертву человеку, и должны стремиться к тому, чтобы по возможности смягчить ему боль.»

Универсальная этика Швейцера, воплощенная в его принципе уважения к жизни, имеет много в высшей степени продуктивных черт. В век, когда техника, вооруженная мощными средствами разрушения, эффективно вторгается в природу, крупнейшие ученые мира все чаще вспоминают о швейцеровском принципе уважения к живой природе.

Высказывают различные мнения. Чаще – применяют формулу Этики природы к практической ситуации пищевых цепей в биогеоценозе, круговорота веществ и энергии.

При ответе на данный вопрос у каждого ученика неизбежна внутренняя борьба «с самим собой». Это своего рода интерактивный тренинг, рассчитанный на субъективную реакцию ученика (интеллектуальную, эмоциональную).

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

10. Взгляните еще раз на даты жизни А.Швейцера.

Он получил богословское, философское образование в лучших ВУЗах Европы: в Страсбурге, Париже, Берлине.

Что же заставило его, доктора философии, преуспевающего приват-доцента страсбургского университета бросить устоявшуюся жизнь, сесть снова за студенческую скамью, чтобы учиться медицине, а потом уехать в Африку, Богом и людьми забытую деревню прокаженных и возвращать людям жизнь, вселяя в них новые надежды, веру в будущее?

( во время этих слов    -На экране кадры:

Деревня Ламбарене

С новорожденным ребенком на руках )

11. В 1893 г., когда ему было чуть больше лет, чем вам, А.Швейцер   впервые взял в руки томик Л.Н.Толстого, это была «Война и мир». И книга эта, философия Л.Н.Толстого, перевернула всю его жизнь.

Деревня Ламбарене становится его Ясной Поляной, где он отдает себя, всего без остатка, служению людям.

12. А.С.Пушкин  говорил:

«Следовать мыслям человека – одно из самых замечательных занятий».

У нас сегодня есть такая возможность следовать мыслям А.Швейцера.

Предлагает для работы в группах письма А.Швейцера  Ромену Ролану, Бертрану Расселу, Пабло Казальсу, Альберту Энштейну – каждой группе одно письмо.

После ознакомления с текстами  каждая группа  должна познакомить класс с какими-либо интересными фактами биографии или личностными  характеристиками А.Швейцера.

(Пока учащиеся работают с письмами звучит музыка И.Баха. Тексты  писем см. в Приложении 3,4,5,6

13. Предлагает высказать мнения по группам.

Сейчас мы узнаем, кто были его друзья, кому он доверял, чем он жил?

Данный вопрос носит риторический характер. В поисках ответа на данный вопрос затрагиваются высокие нравственные качества личности.

Данная информация включает ассоциативное мышление, подключение «межпредметной памяти», знаний, полученных на уроке литературы.

Активно работают с письмами, анализируют факты, привлекают знания истории, мировой художественной культуры, литературы. Происходит  активная диагностика и коррекция личностных качеств А Швейцера, определенных ранее.

Открыто высказываются, привлекая обширный текстовый материал.

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

III. Реконструкция.

1. Предлагает сравнить характеристику, данную учащимися в начале урока после прочтения «Кодекса поведения больных» с характеристикой,сформировавшейся после прочтения писем.

2. Теперь вам понятным станет  высказывание А.Швейцера:

«Спокойная совесть – изобретение дьявола»

-На экране кадр: «Спокойная совесть – изобретение дьявола»

3. Предлагает перенести ситуацию в современный мир. Чье бы имя вы поставили рядом с именем А.Швейцера?

4. Последнее, что сделал А.Швейцер при жизни для дела мира, - подписал за несколько дней до кончины уже совсем непослушной рукой Обращение лауреатов Нобелевской премии к главам правительств крупнейших государств с требованием немедленно прекратить преступную войну во Вьетнаме. Текст обращения ему прислал известный американский ученый и борец за мир Лайнус Полинг. Полинг торопил А.Швейцера  с ответом, и девяностолетний человек сам понес пакет к уходившему из Ламбарене речному пароходу. Он спешил, потому что это был последний пароход  перед начинающимся в тропиках сезоном дождей.

Назад, к дому, он шел очень медленно. По дороге сел отдохнуть на пригорке, коснулся старческой рукой теплой земли, посмотрел на пушистые облака, бегущие по бесконечному небу…

Кто знает, может быть в тот момент он вспоминал свой отчий дом в маленькой провинции Вогезских гор…

Воротясь домой лег на свою почти походную койку, попросил поставить долгоиграющую пластинку с записью фуг и прелюдий И.Баха и больше уже не встал.

(Далее учитель зачитывает отрывок из книги Б.Носика «Альберт Швейцер» о смерти ученого).

Как правило, при сравнении учащиеся испытывают радость от проделанной коллективной работы по изучению «вселенной Швейцера», его великой «Этики природы».

Учащиеся соизмеряют сегодняшние проблемы «войны и мира», вспоминают А.Д.Сахарова, Б.В.Громова…

Материал о последних днях А.Швейцера и о его смерти создает высокий эмоциональный фон. Происходит формирование активной социальной позиции учащихся и развитие их стремлений  совершать значимые поступки в своей жизни и жизни окружающих.

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

III. Рефлексия.

1.Мы сегодня говорили о жизни. Помните, в начале урока вы писали продолжение фразы: «Я – жизнь, которая…». Эта фраза принадлежит А.Швейцеру. Хотите узнать, как он закончил ее?

- На экране кадр: портрет Нобелевского лауреата А.Швейцера и слова: « Я – жизнь, которая хочет жить среди жизни».

2. Читает стихотворение И. Северянина «Блестящая поэза»:

Я жить хочу совсем не так, как все,

Живущие, как белка в колесе,

Ведущие свой рабий хоровод,

Боящиеся в бурях хора вод.

Я жить хочу крылато, как орел,

Я жить хочу надменно, как креол,

Розя, грозя помехам и скользя

Меж двух соединившихся нельзя.

Я жить хочу, как умный человек,

Опередивший на столетье век,

Но кое в чём вернувшийся назад,

По крайней мере, лет на пятьдесят.

Я жить хочу, как подобает жить

Тому, кто в мире может ворожить

Сплетеньем новым вечно старых нот,-

Я жить хочу, как жизнь сама живет!

1921г.

Создается ситуация помощи в самоутверждении личности, утверждении своего собственного «Я». Каждый учение подвергает внутреннему анализу свою цитату, написанную в начале урока, и высказывание А.Швейцера.

Срабатывает внутренний источник саморазвития.

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

3. Кого считают великими людьми? Не так-то просто ответить на этот простой вопрос. Того, кто умеет найти свой собственный путь и всегда последовательно идти своим путем? Того, кто умеет реализовать полностью заложенные в человеке потенции добра и таланта? Того, кто отдает себя без остатка служению людям и умеет преуспеть в этом бескорыстном служении? А вероятней, того, кто совмещает в своей личности и своем пути все это и еще многое…

4. На этой неделе школа прощается с вами. Прощаюсь с вами и я, ваш учитель биологии. Позвольте на прощание, в последний раз задать вам домашнее задание:

-На экране кадр: Домашнее задание:

«Достойно прожить дарованную вам жизнь!»

5. А утром  в день своего «Последнего школьного звонка» вы обязательно подойдите к  маме, человеку, подарившему вам жизнь, и найдите для нее самые нежные, самые добрые  и самые  ласковые  слова благодарности за то, что все долгих 11 лет  школьной жизни она была всегда рядом: терпеливо водила вашим пальцем по страницам «Букваря», щедро смазывала зеленкой коленки после ваших первых спортивных побед, пила таблетки, провожая вас на  первые  экзамены, это ей вы доверяли свои  школьные тайны и переживания, ей  рассказали  о своей первой любви…

6.Помните своих школьных учителей, открывших для вас потрясающе красивый мир  поэзии чисел, законов мироздания, высокой нравственности и душевной щедрости.

-На экране кадр: фотография педагогического коллектива МОУ Гимназии № 17

7. Просыпаясь каждое утро, я прошу у судьбы одного: Пусть как можно дольше в моей жизни звенит звонок в родной школе и зовет меня к моим ученикам

на уроки биологии – уроки жизни!

В добрый путь, дорогие мои выпускники!

(звучит песня Ю.Антонова – «Как прекрасен этот мир»

- на экране мелькают кадры  удивительных мгновений фоторепортажей о природе

Диалог «Учитель – ученик» завершается.

Доверительный стиль общения, откровенность и искренность подчеркивают полное равноправие участников как собеседников – это ведущие принципы педагогики сотрудничества.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.