logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Кто учится самостоятельно, преуспевает больше того, которому все объяснили, поэтому моя задача – не дать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать, путем создания условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных компетенций через использование различных форм, методов, средств, приемов.

Для выполнения данной задачи на представляемом уроке считаю целесообразным использование методики группового взаимодействия, позволяющей вовлечь обучающихся в активный процесс получения и переработки знаний. В рамках этой методики используются различные приемы интерактивного обучения:

«Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью,

а ее однообразием»

К.Ушинский

1.

1)      Синектический штурм – применение аналогий. Это промежуточное звено между интуитивными и логическими процедурами мышления. Для решения творческих задач группой №6 установлены аналогии по функциям и строению.

2)      Прием ассоциаций – активация творческого мышления с помощью аналогий и вторичных смысловых оттенков (гр. №4 – интервью с рибосомой и ВСР – написание сочинения от имени органоида клетки)

3)      Восстановление надписей к «немой» схеме процесса – гр. №5 и подписание частей изображаемого объекта – гр. №4.

4)      Интенсификация обучения на основе схем и таблиц – гр. №2, 3.

5)      Составление кластера - гр. №1.

6)      Составление научного текста по опорным терминам – гр. №8.

7)      Прием «незаконченное предложение» - на этапе подведения итогов.

8)      Прием «корзина знаний» на этапе актуализации знаний.

2.

Для достижения поставленной задачи нужно интегрировать усилия всех членов группы и мобилизовать их на достижение цели. Для этого каждой группе предлагается инструкционная карта, где определена цель и структурирована последовательность действий, Предлагаемые задания относятся к:

1)      Познавательно – поисковому.

2)      Познавательно – практическому.

3)      Творческому типу, т.к. первоначальная задача не решается заданиями репродуктивного типа.

3.

В процессе урока используются элементы полисенсорного обучения, такие как вербальное общение, визуализация, переключение с одного вида деятельности на другой и соблюдаются принципы научности, доступности, практической направленности.

Тема:                              «Органоиды эукариотической клетки».

Цели:

1. Учебная: формирование современного научного представления о клетке как сложноорганизованной биологической системе, являющейся структурной и функциональной единицей всех живых организмов.

Задачи:

1)      Показать особенности строения эукариотической клетки.

2)      Создать и развить понятия клеточных органоидов, показать связь между их строением и выполняемыми функциями.

3)      Систематизировать знания об органоидах, обеспечивающих функционирование клетки, как биосистемы.

2. Воспитательная: формирование самостоятельности в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

1)      Создать условия для активного участия каждого обучающегося в процессе познания.

2)      Способствовать стремлению к расширению полученных знаний.

3)      Обеспечить атмосферу толерантности и доброжелательности, желание работать в команде.

3. Развивающая: совершенствование умения делать выводы и обобщения.

Задачи: научить

1)      Отделять главное от второстепенного.

2)      Находить связи между строением, функцией, процессом.

3)      Синтезировать отдельную информацию в общую картину.

4)      Давать короткий четкий ответ.

Тип урока: комбинированный.

Форма: групповая.

Методы:

1)      Словесный (беседа, обсуждение, инструктаж).

2)      Наглядный (демонстрация схем, кластеров, слайдов).

3)      Практический (составление схем, таблицы, восстановление «немых» схем, составление плана ответов, вопросов, написание сочинения).

КМО: мультимедийный комплекс, инструкционные карты, учебник, мозаичный кластер, слайды, презентация.

Этапы урока

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

КМО

Организационный момент

Приветствие, формирование психологического настроя, выполнение упражнения на концентрацию внимания. Сообщение результата упражнения (получается буква К, которая означает, что мы продолжаем пополнять свои знания о клетке) оглашение темы и целей.

Отвечают на приветствие, дежурные подают список отсутствующих, выполняют упражнение: поставить ручку стержнем в угол клетки и не отрывая ее от бумаги движемся: 1 клетка влево, 6 кл. вверх, 1 кл. вправо, 2 кл. вниз, 2 кл. по диагонали вверх вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. по диагонали вниз влево, 2кл. по диагонали вниз вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. по диагонали вверх влево, 2 кл. вниз.

Компьютер, проектор, экран.

Актуализация знаний

Используется прием «корзина знаний». На экран выводится слайд с алгоритмом выполнения задания, объясняю алгоритм, участвую в обсуждении ответов.

1.Каждый записывает в тетрадь все, что знает по предыдущей теме (нуклеиновые кислоты)

2.Идет обмен информации внутри группы.

3.Каждая группа называет сведения или факт не повторяясь.

4.Сведения записываются преподавателем на доске ( в корзине знаний), даже если они ошибочны.

5.Исправление ошибок по мере осмысления информации.

Слайд с алгоритмом выполнения задания, слайд с ориентировочными вопросами по предыдущей теме.

Изучение нового материала

1.Постановка темы, целей, путей решения.

2.Объяснение, как пользоваться инструкционной картой.

3.Осуществление контроля за самостоятельным выполнением заданий обучающимся.

1.Выполнение групповых заданий по инструкционным картам (смотреть в приложении).

2.Организация межгруппового общения, когда продукт деятельности каждой группы становится ступенью к решению общей проблемы.

3.По мере презентаций каждой группой результатов своей работы, все заполняют таблицу:

(органоид – строение – функции)

Инструкционные карты, слайды с изображением органоидов клетки, схемы, кластер, микроскоп.

Закрепление изученного

1.Использование приема «незаконченное предложение». Даю задание добавить начало или конец каждого предложения.

2.Беседа по вопросам.

Обучающиеся подбирают начало или продолжение к незаконченным высказываниям:

1….в плазматической мембране имеются поры…

2.На поверхности гранулярной ЭПС осуществляется синтез белка…

3.Транспортной магистралью клетки является…

4.Рибосомы – особые органоиды клетки, т.к….

5.Кладовой клетки можно назвать…т.к….

6….в митохондриях содержится ДНК…

7.Участие во внутриклеточном пищеварении…

8….важнейшей частью клетки является ядро…

9.В основе строения клетки лежит…

Вопросы для беседы:

1.Что нового вы узнали сегодня?

2.Как вы считаете, каждый ли органоид клетки важен?

3.Есть ли главные и второстепенные среди них?

4.Предположите, что случится, если в клетке перестанут функционировать, например, митохондрии, лизосомы или ЭПС.

5.Какой можно сделать вывод о значимости каждого органоида клетки?

Слайд с высказываниями, которые нужно закончить.

Подведение уроков урока

Выставление оценок каждой группе, их комментарий, выражение благодарности за сотрудничество.

Ставят в известность преподавателя какие вопросы возникли, сдают тетради на проверку.

Рефлексия

Применяется метод трех вопросов:

1.Что мы изучали? (5-7 пунктов)

2.Зачем это необходимо?

3.Как можно использовать?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение об уроке.

Домашнее задание: написать сочинение от имени органоида, провести аналогию с особенностями своего характера, выучить термины.

Приложение: инструкционная карта №1 – цитоплазма.

Используя материал учебника ответьте на вопросы:

1)      Что такое цитоплазма?

2)      Как называется ее жидкая среда?

3)      Каков ее химический состав и свойства?

4)      Какие функции она выполняет?

Из имеющихся у Вас мозаичных фрагментов составьте кластер отображающий химическое строение гиалоплазмы.

Инструкционная карта №2 – плазматическая мембрана.

Используя материал учебника установите связь между особенностями строения плазматической мембраны и функциями, которые она выполняет. Дайте определения новым терминам. Занесите данные в таблицу.

Инструкционная карта №3 – ЭПС.

Используя материал учебника, составьте схему, отражающую особенности строения и функций ЭПС. Приготовьте презентацию данной схемы, объяснив новые термины и понятия.

Инструкционная карта №4 – рибосомы.

Используя готовый рисунок и описание органоида в учебнике, подпишите части рисунка и возьмите интервью у органоида. Примерные вопросы интервью:

- что отличает Вас (рибосому) от остальных органоидов клетки?

- где формируются Ваши части?

- в какой части клетки Вы расположены?

- какую функцию Вы выполняете?

Инструкционная карта №5 – комплекс Гольджи.

Используя текст учебника декодируйте предложенную Вам схему.

Приготовьтесь представить ее на общее обсуждение.

Инструкционная карта №6 – митохондрии.

Используя материал учебника презентуйте данный органоид, применяя аналогии, сравнения, сопоставления.

Инструкционная карта №7 – лизосомы.

Используя текст учебника составьте план и приготовьте по данному плану сообщение о лизосомах.

Инструкционная карта №8 – ядро.

Рассмотрите под микроскопом готовый препарат клетки кожицы лука. Найдите ядро. В какой части клетки оно расположено? Какую форму и размер имеет? Приготовьте сообщение, используя учебник, о строение и функциях ядра раскрывая понятия:

- кариоплазма (ядерный сок)

- ядрышко (РНК, белки)

- хроматин (ДНК, белки)

Пример выполнения задания по инструкционной карте №6

Митохондрии

На нашей планете построены тысячи атомных электростанций и гидроэлектростанций, которые вырабатывают энергию для нужд человечества. И в каждом живом организме есть свои энергетические станции, дающие энергию для всех процессов жизнедеятельности.  Называются  они Митохондрии. Они устроены не менее  сложно, чем технические объекты и обладают мудрой рациональностью, дарованной им самой природой. Этот энергетический блок имеет двухмембранное строение, разделенное бесструктурной жидкостью-матриксом, в котором при помощи присутствующих здесь ДНК и рибосом вырабатываются « стройматериалы для починки» и поддержания внутренней мембраны и её складок – крист – сердца энергетического реактора. Именно на них, при помощи многочисленных ферментов, осуществляется синтез высокоэнергетического вещества АТФ.. Все процессы жизнедеятельности запускаются от энергии образовавшейся в химических связях АТФ. Как электрические приборы работают от электрической энергии, так и все жизненные процессы любого организма  работают за счет энергии, образующейся в  химических связях АТФ.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.