logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

Организация самостоятельной работы на уроке, руководство ею – это сложная и ответственная работа учителя. Воспитание самостоятельности и активности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно взаимосвязанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение. Вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа учащихся является средством борьбы за глубокие и прочные знания, способом формирования активности и самостоятельности как черт личности. Это и развитие умственных способностей. Достаточно высокий уровень самостоятельности открывает возможность справиться с разными заданиями, помогает добывать новое в процессе обучения.

Чтобы понять, как строить такую работу с учащимися, целесообразно кратко остановиться на различных подходах к проблеме самостоятельной работы школьников, описанных в современной психолого-педагогической литературе. Различные трактовки этого понятия обусловлены тем, какое содержание вкладывается в слово «самостоятельный». В педагогической литературе встречаются три значения этого участия учителя:

1) ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя;

2) от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале; в) выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.
Исходя из этих значений «самостоятельная работа учащихся – это такой способ учебной работы, при котором учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения, работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; выполнение работы требует от учащихся умственного напряжения».
В психологической литературе самостоятельная работа рассматривается как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося. Это высшая форма самообразования, то есть «самостоятельная работа – целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность». Знания, умения и навыки учащиеся могут приобретать с помощью различных самостоятельных работ на уроках по всем предметам. Все эти работы только дают положительные результаты, когда они определённым образом организованы, то есть представляют систему. Под системой самостоятельных работ мы понимаем, прежде всего, совокупность логически взаимосвязанных видов работ, которые подчинены общей задаче.
Всякая система должна удовлетворять определённым требованиям или принципам. При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие: 1)система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике; 2) система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего, принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком уровне; 3) входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков; 4) последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекает из предыдущих и готовит почву для выполнения новых заданий.
Успех зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ. Всё зависит от развития познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, если для неё отведено специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не эпизодически, только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки, наращиваются темпы выполнения заданий. Вид самостоятельной работы, её объём и содержание подчиняются основным принципам дидактики: доступности и систематичности, связи теории с практикой, принципам постепенности в нарастании трудностей, творческой активности, дифференцированному подходу к учащимся. Применение этих принципов имеет свои особенности: 1) самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер; 2) самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать напряжённо; 3) у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы; 4) для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует знаний в новой ситуации; 5) в организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками для различных учащихся требуется разное время (разобраться в этом помогает дифференцированный подход к учащимся); 6) самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс, только при этом условии у них будут вырабатываться твёрдые умения и навыки; 7) при организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков; 8) при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.
По дидактической цели все виды самостоятельных работ можно разделить на 5 групп:
1.Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания.
2.Закрепление и уточнение знаний.
3.Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач.
4.Формирование умений и навыков практического характера.
5.Формирование творческого характера, умения применять знания в усложнённой ситуации.
Задания для самостоятельной работы должны давать учащимся возможность выбора (самоопределения), потому необходимо сделать так. чтобы самостоятельная работа каждого ученика строилась в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Дифференцированное обучение предполагает учебную деятельность учащихся на разном уровне для овладения единым программным материалом в зависимости от индивидуальных особенностей и характера подготовленности. Дифференцированное обучение содействует умственному развитию и формированию умственной самостоятельности и творческих успехов, учит школьников учиться, овладевать опытом творческой деятельности, содействует развитию мышления, учение становится радостным, интересным, увлекательным, открывает большие возможности для формирования внутренней мотивации. Процесс овладения знаниями и умениями в условиях дифференцированного обучения становится также процессом становления личности.
Выводы:
1.Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2.Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3.При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4.С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках в сочетании с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.