logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Во все времена каждый учитель в течение своей педагогической практики ставил перед собой четкие задачи, старался предопределить перспективы развития способностей учеников, предвидел результаты своей педагогической деятельности. Это невозможно было бы осуществить без определенных профессиональных умений и навыков, установок и убеждений, компетенций и ценностей. Сейчас образование стремительно меняется, появились новые технологии преподавания и обучения. Перед современным учителем поставлены новые задачи, ожидаемыми результатами которых является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
Критическое мышление – это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Наиболее оптимальный путь развития критического мышления - стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта. Данная технология даёт ученику:

1.повышение эффективности восприятия информации;
2.повышение интереса не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения;
3.умение критически мыслить;
4.умение ответственно относиться к собственному образованию;
5.умение работать в сотрудничестве с другими;
6.повышение качества образования учеников;
7.желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

В ходе диалога ученикам предоставляются альтернативные перспективы и предлагается рассмотреть точку зрения другого человека способами, стимулирующими развитие и углубление их собственного концептуального понимания. При аргументации ученики исследуют и размышляют критически над альтернативными положениями через диалогические взаимодействия со своими ровесниками, усваивая их опыт и стремясь к развитию более высокой умственной деятельности. Перерабатывая новую информацию, они помогают друг другу, взаимообучаются, оказывают поддержку. Обучаясь во взаимодействии, учащимся предоставляется возможность рассуждать, высказываться. Именно здесь я поддерживала своих учеников, направляла, помогала, объясняла.
При проверке домашнего задания я использую такую стратегию критического мышления как «Мозговой штурм» с целью выяснения того, что знают дети по теме предыдущего урока, набрасывания идей, предположений по теме, активизации имеющихся знаний. При использованиии данной стратегии я преследовала цель - развитие творческого типа мышления. Мерсер и Ходжкинсон (2008) утверждают, что есть существенное подтверждение того, что побуждение учащихся к обсуждению в классе позволяет им понять и выразить свое понимание о том, что люди могут иметь различные представления, обосновывать свои мнения и способствует установлению учителем «где находятся ученики» в процессе обучения. Типы вопросов, заданные мною, оценивали степень их понимания учениками. При подготовке этого задания я использовала таксономию Блума, классифицирующей различные типов вопросов для учащихся с разным уровнем мышления, чтобы понять, как различные типы вопросов могут совершенствовать знания учащихся.
Такие педагогические подходы, как «преподавание и обучение на основе диалога» (Мерсер, 1995; Александер, 2008) и метасознание, или «Обучение тому, как учиться» (Флэйвелл, 1976; Выготский, 1978), служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей. Обучение и преподавание на основе диалога помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. Поэтому, при планировании уроков, я опиралась на данный модуль.
Лучше всего запоминается тот материал, который человек объяснил другому.
На этапе формирования новых знаний, на одном из уроков, я использовала стратегию критического мышления «Научи другого» или смоделированная мною «Карусель». У каждого представителя группы был свой материал по теме урока. Каждый из них обучал учеников в группе после того, как изучит предложенный материал самостоятельно. Затем, по моему сигналу листы передавались по часовой стрелке. В данном задании учащиеся выступали в роли учителя и направляли остальных в работе. Это позволило им продвигать друг друга в учебе, оказывая конкретную помощь, обмениваясь знаниями и поощряя любые усилия друзей в этом направлении. Они объясняли, обсуждали, передавали друг другу имеющиеся у них знания. Такая групповая работа способствовала обмену идеями в целях распределения информации, достижению взаимопонимания посредством структурированного, кумулятивного обсуждения, которые ускоряют «передачу» понятий и принципов через заучивание фактов посредством постоянного повторения.
Развитие критического мышления и навыков исследования у учеников при условии активного вовлечения их в диалог осуществляется не только в групповой работе, но и в работе в парах. Во время обсуждения я направляла, координировала учеников в правильном направлении. Учащиеся с большим удовольствием обсуждали, задавали друг другу вопросы. Они учились критически подходить к пониманию новой информации. Таким образом, я помогла учащимся понять и взять на себя ответственность за собственное обучение.
Существует множество методических приёмов критического мышления. Но я предпочитаю использовать такие приёмы, с помощью которых ученики, взаимодействуя друг с другом, находят решение определённой проблемы и делают соответствующие выводы. Например, на уроке литературы в 8 классе при изучении персидско-таджикской поэмы Фирдоуси «Шах-наме» (отрывок «Рустам и Сохраб») я использовала приём «Фишбоун» (рыбный скелет): в «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи представляли собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Таким образом, ученики с помощью этого приёма рассуждали, аргументировали, предоставляли в подтверждение факты той или иной точки зрения на эту проблему.
Следующий приём, который я использую с целью развития не только критического мышления, но и развития речи, это приём под названием «Кластер». Мне он нравится тем, что его можно использовать на разных стадиях урока. Смысл этого приёма заключается в систематизации имеющихся знаний по той или иной теме или проблеме. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Моим ученикам очень нравится этот приём. Они отметили, что, используя эту стратегию при изучении новой темы, информация запоминается легче, так как работа ведётся в группе и ученики имеют возможность обсудить какое-то понятие или факт друг с другом. Этот приём успешно используется мною как на уроках русского языка, так и на уроках русской литературы.
Очень нравится моим ученикам приём «Театральное представление». Его я использовала на уроке русской литературы в 8 классе при изучении поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», где ученики показали суд над Алеко.
Стратегия «Тетрадь писателя» предполагает написание сочинения на определённую тему. Эта работа ведётся в группе, где каждый ученик вносит свой вклад в сочинение. Затем ученики презентуют своё искусство, а остальные оценивают их по стратегиям «Смайлик», «Две звезды и одно пожелание», «Светофор». Данный приём я использую как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
Одна из любимых моих стратегий – «Пирамида приоритетов». На листе пишется ключевой вопрос. Ученики записывают факторы причинно-следственного характера, касающиеся ключевого вопроса. Самые важные факторы формируют верхушку пирамиды, а наименее важные – основание. Данная стратегия применима на уроках литературы и используется мною для анализа произведения.
Много известно стратегий, которые успешно применяются на разных уроках. Одни стратегии применимы на одном предмете, другие – на другом. Необходимо учить учеников составлять «открытые» вопросы на любом предмете. Они предназначены для успешной адаптации во взрослой жизни детей. Моим ученикам очень нравится составлять такие вопросы, так как они предполагают ответ, ориентированный на собственное мнение.
Существуют очень много стратегий. В своей практике я использовала ещё не все известные мне стратегии критического мышления, но я поставила перед собой цель – найти применение всех стратегий на своих уроках, пронаблюдать их успешность, так как в результате использования стратегий критического мышления ученики обучаются тому, как учиться, происходит повышение эффективности восприятия информации, наблюдается повышение интереса не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения, повышение качества образования учеников, развитие умения работать в сотрудничестве с другими, вовлечение в работу учеников уровня С.
Успеха добивается тот, кто не устаёт пытаться!

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
 
 

РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.